Ирина Черных
Формирование у дошкольников позитивного отношения к познавательной информации
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Иванова
Татьяна Александровна
воспитатель МБДОУ д/с № 65 г. Белгорода
Черных Ирина Николаевна
воспитатель МБДОУ д/с № 65 г. Белгорода
На основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Российской Федерации (ФГОС, приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013) один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предполагает, что ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Публикация «Формирование у дошкольников позитивного отношения к познавательной информации» размещена в разделах
Таким образом, для достижения данного целевого ориентира интеграция художественно-эстетического развития и познавательного развития является актуальной. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности, а так же для восприятия информации и формирования положительного отношения к ней
Понятие информации можно рассматривать с двух позиций : в широком смысле слова – это окружающий нас мир, обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами; в узком смысле слова информация – это любые сведения, которые можно сохранить, преобразовать и передать. Информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира.
Для того чтобы информация, как познавательный компонент, положительно влияла на развитие личности дошкольника, она должна быть этической, эстетической и конечно же интересной для самого дошкольника, т. е. отношение к информации должно быть привлекательным во всех смыслах. Получается, что в педагогическом процессе участвует «информация» - как познавательный компонент и «отношение к информации» - как личностный компонент.
Соотношение «информации» и «отношения к информации» определяется уровнем развития познавательных процессов того или иного возраста. Чем меньше ребенок, тем менее развиты психические процессы. Однако процесс познания у ребенка идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному и деятельному развитию.
Дети всегда готовы познавать то к чему хорошо относятся. И не хотят слышать то, что им не нравиться, не интересно.
Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.
На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется, получая информацию от изображения знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но у него еще не сформировалось отношение к этому образу. Так, например, в нашей группе МБДОУ д/с № 65 г. Белгорода, мы педагоги, начиная со 2 младшей группы, вводили элементы театрализации в непосредственную образовательную деятельность. Ребята эмоционально реагировали, но отношение к той информации которую мы им давали была импульсивной.
Мотив оценки отношения носит предметный или житейский характер (выбрал игрушку, потому что "дома такой еще нет", "потому что здесь качели, можно покачаться", "потому что конфета, она вкусная").
На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы. Начинает сформировываться отношение к информации, которую он получает извне.
В этом возрасте наши ребята сами начинают примерять театрализованную роль и через внутренний свой мир формируют позитивное отношение к познавательной информации.
На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше информации, чем заложено во внешних признаках изображаемого, явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа. У ребенка складывается отношение к полученной информации. Старшие дошкольники, совмещая театрализованные, художественные образы, литературные описания предметов и явлений и познавательную деятельность, формируют положительное отношение к информации педагогического процесса.
Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются следующие:
• – организация получения информации извне, восприятия, ребенка;
• – организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания; исследования, экспериментирования;
• – профессионализм руководства эстетическим воспитанием и познавательным развитием детей;
• – интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства. Сформировать положительное отношение к окружающему.
Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам Л. С. Выготского, "вести за собой развитие".
Таким образом, изучая тему с дошкольниками, мы получаем художественно-эстетическую информацию из окружающего мира (наблюдая за красотой сезонных изменений природы, погоды, природных явлений и объектов, литературных источников, (сказок, потешек, рассказов, стихов и т. д., музыки, художественного творчества. Затем мы формируем положительное, эстетическое отношение к окружающему миру, к той информации, которую дошкольники уже получили. На этом этапе мы подключаем познавательную деятельность.
К познавательным процессам относятся : восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь.
Положительное отношение создается двумя путями.
Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.
Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т. п.
Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
Список литературы
1. ФГОС ДО
2. Кайсаканова Т. А., Зуйкова Г. В., Бернацкая А. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 357-358. — URL
3. https://vuzlit.ru/423203/