Татьяна Федорова
Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье предоставлен опыт открытого занятия в детском саду. Данное занятие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Оно позволяет формировать у детей основы пожарной безопасности.
Ключевые слова: пожарная безопасность, история пожарной службы.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое пожарной службы»
Публикация «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Цель: дать детям представление об истории возникновения пожарной службы; рассказать, как люди узнавали о пожаре и тушили его, на чем передвигались; закреплять знания о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
Обучающие:
• активизировать речь детей за счёт прилагательных, характеризующих качества пожарного; упражнять в составлении сюжетных рассказов по серии картинок
Развивающие:
• развивать мышление, связную речь детей;
• развивать словарный запас детей;
• побуждать делать выводы и умозаключения на основе имеющихся факторов;
Воспитательные:
• воспитывать уважение к профессии пожарного, к его нелёгкому труду.
• Воспитывать бережное отношение с огнем.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
-презентация
- пособие «кинолента» (7 штук, оформленных в виде кинокадра, и скрепленных между собой; с передней стороны каждого «кинокадра» приклеен прозрачный карман;
-детское ведерко из песочного набора;
Раздаточный материал:
-значки пожарных.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Как у вас дела? Как настроение? (ответ детей) У меня тоже сегодня прекрасное настроение, а вот вчера мне было грустно, ведь по телевизору показывали, как горит высокое здание и пожарные службы очень быстро потушили пожар. И мне стало очень интересно, откуда же взялась пожарная служба, сколько лет она существует? Может быть, вы знаете? (Ответы детей)
Я сегодня предлагаю вам отправиться в прошлое пожарной охраны. Вы согласны (ответ детей). А как же мы переместимся в прошлое? Конечно же, на машине времени.
Воспитатель: И так закрываем глазки, медленно кружимся и произносим слова «1,2,3 машина времени прошлое пожарной охраны нам покажи».
А теперь давайте присядем на свои места и послушаем историю пожарной службы.
Воспитатель: В давние времена постоянных пожарных не было, не было и пожарных машин, как выдумаете, как люди тушили пожар? (Ответ детей) Верно, если случался пожар, с огнем боролись все жители улицы. Люди выстраивались цепочкой от горящего дома до реки или колодца Они передавали ведра с водой из рук в руки, пока вода не доходила до тех кто тушил пожар. В то время была важна каждая капля воды.
Воспитатель: И вот что бы облегчить труд тушения пожаров, ещё в глубокой древности придумали первый ручной насос. А кто из вас знает что такое насос? (ответ детей) А для чего он нужен? (ответ детей).
Воспитатель: А так же назначали специального человека, смотрителя, Как вы думаете, кто такой смотритель и чем он занимался? (ответ детей). Он обходил ночью все улицы, смотрел, нет ли где пожара. Как только он замечал дым или огонь он поднимал шум - так люди узнавали о пожаре.
Воспитатель: Но город постепенно рос, и обходить его становилось все труднее и труднее. И тогда люди построили специальные вышки, которые стали называться «пожарная каланча». Смотрите, какая она высокая, давайте подумаем, почему она такая высокая и для чего она была нужна? (Ответ детей). На вышке круглосуточно дежурил дозорный. Каланча была выше окружающих домов, дозорный сразу видел место пожара и подавал сигнал тревоги, звоня в колокол.
Воспитатель: Затем придумали специальные телеги. По сигналу колокола они выезжали к месту пожара. Как вы думаете, легко ли удавалось ли пожарным потушить огонь? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: А ведь раньше все дома были деревянные, они стояли близко друг к другу и быстро загорались. Как вы думаете, какой дом пожарные тушили в первую очередь? (Ответ детей). А почему вы так думаете (Ответ детей).
Игра «Потуши пожар»
Воспитатель: Дети представьте, что загорелось два дома и нам надо потушить пожар, давайте мы с вами построим 2 цепочки (первому ребенку дается ведерко, дети передают ведерко друг другу, затем последний ребенок в цепочке возвращается в её начало, и также начинает передавать ведерко дальше, для усложнения, так же дается второе ведерко).
Воспитатель: Ну что как вы думайте легко так передавать ведерко и тушить пожар? Почему как вы думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Со временем люди изобрели машины. И, конечно же, придумали пожарную машину. Сначала пожарные машины были небольшого размера. На них умещалось всего несколько человек, а как вы думаете они могли быстро потушить пожар? (Ответ детей).
Воспитатель: А вот и наша современная пожарная машина. Как вы думаете чем она отличается от первых пожарных машин? (Ответ детей) Правильно, такой машине умещается целая пожарная дружина, много воды. А только ли водой можно тушить пожар? (Ответ детей.) На крыше машины – обязательно есть пожарная лестница. Как вы думаете, для чего она нужна? (ответы детей). Молодцы, сейчас пожарные очень быстро доезжают до места возгорания. Но как же пожарные узнают о пожаре? (Ответы детей). Совершенно верно, но по какому номеру нужно звонить (Ответ детей). Конечно, по номеру 01, 112 или с сотового 101. А только ли по телефону пожарные могут узнать о пожаре? (Ответ детей). Существуют пожарные сигнализации. Разные датчики.
Воспитатель: В чем разница между машинами мы уже поговорите, а давайте посмотрим что общего в этих машинах (ответ детей). А почему, как вы думаете? (Ответ детей). Правильно. Красный цвет- цвет огня. Пожарную машину видно издалека. Красный цвет, цвет опасности.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад, встанем в круг и повторим «1,2,3 машина времени в детский сад нас перенеси».
Вот и настала пора нам с вами прощаться. Но прежде мы с вами расстанемся, я хочу узнать, что нового вы узнали сегодня, путешествуя в прошлое? А для этого давайте создадим фильм об истории возникновения пожарной службы. Чистая кинопленка у меня уже есть (демонстрирует детям пособие «кинолента», изготовленное в виде набора листов картона, оформленных в виде кинокадра, и скрепленных между собой; с передней стороны каждого «кинокадра» приклеен прозрачный карман); нам необходимо снять каждый кадр нашего фильма (предлагает детям карточки с изображениями картинок из презентации).
Мы разделимся на две команды (ребята выполняют задание, обсуждая свои действия друг с другом). В конце работы педагог предлагает детям, с помощью полученной киноленты, рассказать об истории возникновения пожарной службы, дошкольники по очереди описывают каждый кадр).
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы мне очень понравилось беседовать с вами, а скажите пожалуйста вы знаете какие правила нужно соблюдать что бы не было пожара. (Ответы детей). Молодцы на память я хочу вручить вам вот такие значки пожарной охраны, которой в этом году исполняется 370 лет. (Раздаются медальки)
Список используемой литературы:
1. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности»
2. Авдеева Н. Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПБ. : Детство-Пресс, 2004.