Эмма Грабарь
Формирование у детей этики межнационального общения.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей этики межнационального общения.
Воспитатель МБДОУ ДС №5 «Незабудка» г. Старый Оскол.
Грабарь Э. А.
Проблема межнационального общения исключительно актуальна как в школах, так и на уровне ДОУ. Изменившаяся социально-психологическая, да и экономическая ситуация в обществе требует усиления внимания к содержанию воспитания детей, его гуманистической направленности, более вдумчивого, целенаправленного влияния на формирование культуры отношения к своему народу и другим народам, к людям разных национальностей, на формирование ценностных ориентаций ребенка.
Публикация «Формирование у детей этики межнационального общения,» размещена в разделах
Повышение внимания к формированию у детей этики межнационального общения особо актуально по двум причинам: с одной стороны, в настоящее время имеет место рост национального самосознания, с другой – усиление проявления национализма, фашизма.
Вместе с тем среди специалистов- воспитателей и даже неспециалистов (например в семье) существуют противоположные мнения. Так одни считают. что в дошкольном возрасте заниматься воспитанием этики отношений (доброжелательных, уважительных и т. п.) именно к людям разных национальностей нет оснований, нецелесообразно. Мотивируется эта позиция тем, что ребенок «интернационален» от рождения. Если он хорошо воспитан, то по-доброму будет относится ко всем детям и взрослым; ребенок, мол, индифферентен к национальной принадлежности, если взрослые не фиксируют на этом внимания.
Мы не согласны с такой позицией. Дошкольник живет и развивается в социальной среде, а не в условиях вакуума. Очень скоро, так или иначе познавая проблемы многонациональности людского общества, у него начинает формироваться либо, позитивное, либо негативное отношение к людям той или иной национальности.
Необходимо помнить научно обоснованное положение, проверенное практикой, о том, что все начинается с детства, что истоки нравственной личности формируется уже в раннем и тем более в дошкольном детстве. А упущенное весьма трудно восполнимо.
Расширение познания до возможного для дошкольника осознания своей общности с другими нациями, т. е. национальное как необходимый элемент интернационального. Ведь каждая нация – часть человечества, и поэтому она носительница общечеловеческих черт и ценностей. Ребенка надо постепенно приобщать к этому миру ценностей, развивая его впервую очередь на материале наиболее близком, родном, формируя чувство национальной гордости.
Для детей доступна идея : о человеке судят не по его национальности, а по тому каков он сам, т. е. каковы его дела, поступки, отношение к людям.
Уделено внимание комплексному подходу в применении разнообразных средств и методов для воспитания дружелюбия к детям разных народов.
Работу с родителями на группе ведем в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.
Индивидуальная работа дает возможность войти с родителями в более тесный контакт, больше узнать о семье своего воспитанника, его национальности, семейных традициях. При индивидуальном изучении семьи легче дать родителям конкретные советы, оказать действенную помощь в социализации ребенка данной национальности в социум группы.
Коллективная и индивидуальная работа с родителями- две стороны одного процесса, которые дополняют и обогащают друг друга.
Какими путями и методами мы в своей группе в саду решаем данную проблему:
Мы взаимодействуем с семьями (разных национальностей) проводим беседы, организуем совместные соревнования, игры, чаепития. Также взаимодействуем со школой (школьным музеем, знакомим детей в музее детского сада с национальными костюмами, бытом, традициями разных народов.
У нас в детском саду имеется музей - «Изба» в котором отражены быт национальные костюмы народов России. Мы привлекаем к просмотру и осмыслению как детей так и их родителей.
Организуем общение детей с представителями разных национальностей в нашей многонациональной группе.
Проводили тематический праздник (Например «Праздник дружбы»)
Использовали игровые приемы (сказки-загадки и др.) читали художественную литературу авторов различных национальностями а также сказки народов мира.
Эффективной формой работы с родителями является организация тематических выставок. Такие выставки позволяют знакомить родителей с различными вопросами воспитания детей, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной, привлекательной форме представлять демонстрационный материал. Содержание выставок обусловливается планом работы с разнонациональными семьями, спецификой организации воспитательно-образовательного процесса в группе, уровнем развития детей, условиями их жизни в семье. Материалы тематических выставок могут освещать широкие педагогические проблемы, события общественной жизни нашей страны.
Приобщаем детей к художественному творчеству, художников различных национальностей путем посещения выставок в художественном музее.
Принципом работы с родителями является идейность ее содержания, понимание целей и задач данной темы, интернациональности, гуманности, нравственности и подготовке детей к участию в трудовой и общественной жизни нашей многонациональной страны.
Детская игра и игра в семье- это отдельный разговор с родителями. Внесение национального калорита в игру, знание традиций, умение приобщить своего ребенка и познакомить с этими традициями детей в группе. Мы раскрываем формы организации и содержания игр с правилами, предлагаем настольные игры и др. «Золотые руки народные» (декоративное прикладное лото) –это народные промыслы, насыщаем игру социальным содержанием сюжетно-роливых творческих игр детей с куклами, в путешествия.
Хотелось бы сформировать у родителей и детей этику межнационального общения на основе признания приоритета общечеловеческих качеств. Совмещения общественного и семейного воспитания ребят и поставленную проблему и задачу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журнал «Дошкольное воспитание» -1974г.
2. Щипицына Л. М. «Азбука общения» -2000г.
3. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» -2005г.