Чепланова Анна
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема профилактики и предупреждения детского дорож- но-транспортного травматизма (далее – ДТТ, как и прежде, оста- ется актуальной. Моральный, со- циальный и экономический ущерб от гибели детей невосполним. Ак- туальность темы обусловлена объ- ективной необходимостью раннего информирования детей о правилах безопасного поведения, приобре- тения ими опыта, освоения соот- ветствующих знаний, умений и на- выков, необходимостью выстроить систему работы по формированию культуры безопасности у старших дошкольников в соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом до- школьного образования (ФГОС ДО, а также необходимостью це- ленаправленной деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и родителей в этой области.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения» размещена в разделах
У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточ- ная готовность к самосохранению. Слабо развито умение анализиро- вать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Воз-
никает необходимость уберечь де- тей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любозна- тельности, открытости и доверия к миру. Задача педагогов и родите- лей состоит в том, чтобы научить ребенка осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыка- ми безопасного поведения в раз- ных ситуациях.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре и содержа- нию образовательной программы, задача по формированию основ безопасного поведения в социуме у детей решается в разных видах деятельности в рамках, прежде всего, образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие».
Основная цель работы МБДОУ
«Детский сад № 42» в этом направ- лении – сохранение жизни и здо- ровья детей, создание условий для их обучения правилам дорожного движения, поиск инновационных технологий, методов и приемов, способствующих снижению уров- ня детского ДТТ.
Учитывая важность обучения
детей поведению на улице с уче- том их психологических и физио- логических особенностей, работу по профилактике ДТТ воспитате- ли начали с оборудования пред- метно-развивающей среды. Во всех возрастных группах создали
«Центр безопасности» с разно- образными видами транспорта, светофором, дорожными знаками. С участием родителей сделали ди- дактические игры, игровые поля и макеты улиц.
Формирование культуры без- опасности поведения детей на дорогах является частью боль- шой профилактической работы образовательного учреждения. Для профилактики ДТТ совместно оформили картотеку рекоменда- ций и памяток для родителей.
С целью снижения ДТТ приме- няем разные формы работы : заня- тия, дидактические и сюжетно-ро- левые игры с использованием дорожных знаков и транспортных средств, встречи с инспекторами ГИБДД. Совместно с родителями оформляем макеты улиц, фото- выставки, стенды с ситуациями. Систематически используем «ми- нутки безопасности» из совмест- но созданной картотеки, которая состоит из подборки вопросов, проблемных ситуаций, основных правил для пешеходов.
Эффективной формой работы с дошкольниками является прове- дение развлечений, театрализо- ванных представлений с участием детей и родителей. Дети с удоволь- ствием соревнуются в быстром нахождении знаков зеленого и красного цвета, объясняя значе- ние каждого дорожного знака, отвечают на вопросы инспектора ГИБДД, собирают транспортные средства из частей. При анализе ситуаций ставим перед детьми во- прос: «Что произойдет, если я это сделаю?». Моделируем недопусти- мые ситуации, проигрываем сцен- ки с помощью персонажей, учим детей анализировать ситуации. В игровой, занимательной форме
дети быстрее и легче усваивают сложный материал, осознают его значимость.
Круг проблем, связанных с без- опасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому особое значение придается работе с родителями. К основным способам формирова- ния навыков поведения относится наблюдение, подражание взрос- лым, родителям. Чтобы научить ребенка транспортной культуре, родителям, прежде всего следу- ет самим овладеть хотя бы азами транспортной психологии. Мало просто прочитать, рассказать – нужно своим примером показать ребенку образец поведения. Иначе целенаправленная работа ДОУ те- ряет смысл. С этой целью в уголках для родителей размещены темати- ческие папки-передвижки, памят- ки, консультации, проходят встречи с инспекторами ГИБДД, вовлекаем в воспитательно-образовательный процесс в триаде «педагог – дети
– родители». Формы и методы раз-
нообразны: анкетирование, роди- тельские собрания в форме игр, квестов, фотовыставок, выставок детских рисунков. Очень интерес- но прошел бал в «Академии юного инспектора», в завершении ко- торого инспектор ГИБДД вручила всем дипломы.
Уже со средней группы, разра- батываем и используем маршрут
«Дом – детский сад». К разработке маршрута привлекаем родителей, каждый ребенок объясняет свой маршрут сверстникам своей груп- пы. Задачи разработки маршрута: повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно, научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути дви- жения.
В работе с детьми и родите- лями используем метод проектов по темам: «История дорожных знаков», «История транспорта»,
«Транспорт нашего города», «Пра- вила дорожного движения». Метод проектов позволяет конструиро- вать цепочку ситуаций образова- тельной направленности, которая реализуется в совместной дея- тельности всех ее участников (де- тей, педагогов, родителей). Ее цель
– появление нового, значимого для детей образовательного результа- та. Например, самодельной книги о правилах дорожного движения; альбома рисунков, последователь- но знакомящих с выполнением правил дорожного движения на улицах в микрорайоне; детского спектакля, в котором каждая груп- па представляет формы работы с детьми : сказки о детях в ситуаци- ях, которые с ними происходили, когда они играли на улице, сценки из литературных произведений и мультфильмов.
Реализация метода проектов мотивирует детскую деятельность, постановку проблемной задачи, совместную разработку плана действий, освоение новой деятель- ности и упражнения в ее осущест- влении, представление продуктов собственной деятельности для оз- накомления остальных участников проекта.
Одной из инновационных тех- нологий является квест-игра. Она позволяет в ходе выполнения за- даний активизировать внимание дошкольников и развивать по- знавательный интерес. Квест-и-
гра формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении заданий. Благодаря квест-играм воспитатели смогли в игровой форме закрепить правила дорожного движения, дети учи- лись ориентироваться в реальных жизненных ситуациях на дорогах. Воспитанники отгадывали загад- ки, отвечали на вопросы викто- рины, преодолевали препятствия на извилистой дороге, пели песни о том, что никогда не будут нару- шать правила дорожного движе- ния. Много впечатлений осталось у детей от беседы с инспекторами ГИБДД, их рассказах об устройстве автомобиля дорожно-патрульной службы, в котором они разрешили побывать всем воспитанникам.
Родители воспитанников обо- рудовали на участке детского сада различные виды транспорта, с по- мощью которых воспитатели орга- низуют с детьми сюжетно-ролевые игры, формируя у детей культуру поведения на улицах города.
Интеллектуальная викторина
«Находчивы мы и умны, ПДД для нас важны», в которой дети – зна- токи ПДД соревновались с сотруд- никами детского сада, получила высокую оценку и была представ- лена на городском семинаре для старших воспитателей «Ребенок.
Дорога. Безопасность». Дети учи- лись безопасному поведению на дороге в ходе месячников по профилактике ДТТ. Знакомились с историей возникновения правил дорожного движения с их измене- ниями со временем, определяли, что запрещено, а что разрешено делать на дороге, изучали дорож- ные знаки и секреты светофора.
Педагогический коллектив детского сада ежегодно участвует в городских конкурсах по профи- лактике ДТТ и занимает призовые места. Главное в работе – это тер- пение и настойчивость в обучении детей правилам безопасности до- рожного движения, то, чего нам так не хватает в повседневной жизни, то, чем необходимо запастись ради сохранения жизни и здоровья де- тей. И мы стараемся сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах.