Лучший педагог года

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Чепланова Анна
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Проблема профилактики и предупреждения детского дорож- но-транспортного травматизма (далее – ДТТ, как и прежде, оста- ется актуальной. Моральный, со- циальный и экономический ущерб от гибели детей невосполним. Ак- туальность темы обусловлена объ- ективной необходимостью раннего информирования детей о правилах безопасного поведения, приобре- тения ими опыта, освоения соот- ветствующих знаний, умений и на- выков, необходимостью выстроить систему работы по формированию культуры безопасности у старших дошкольников в соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом до- школьного образования (ФГОС ДО, а также необходимостью це- ленаправленной деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и родителей в этой области.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения» размещена в разделах

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточ- ная готовность к самосохранению. Слабо развито умение анализиро- вать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Воз-

никает необходимость уберечь де- тей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любозна- тельности, открытости и доверия к миру. Задача педагогов и родите- лей состоит в том, чтобы научить ребенка осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыка- ми безопасного поведения в раз- ных ситуациях.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре и содержа- нию образовательной программы, задача по формированию основ безопасного поведения в социуме у детей решается в разных видах деятельности в рамках, прежде всего, образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие».

Основная цель работы МБДОУ

«Детский сад № 42» в этом направ- лении – сохранение жизни и здо- ровья детей, создание условий для их обучения правилам дорожного движения, поиск инновационных технологий, методов и приемов, способствующих снижению уров- ня детского ДТТ.

Учитывая важность обучения

детей поведению на улице с уче- том их психологических и физио- логических особенностей, работу по профилактике ДТТ воспитате- ли начали с оборудования пред- метно-развивающей среды. Во всех возрастных группах создали

«Центр безопасности» с разно- образными видами транспорта, светофором, дорожными знаками. С участием родителей сделали ди- дактические игры, игровые поля и макеты улиц.

Формирование культуры без- опасности поведения детей на дорогах является частью боль- шой профилактической работы образовательного учреждения. Для профилактики ДТТ совместно оформили картотеку рекоменда- ций и памяток для родителей.

С целью снижения ДТТ приме- няем разные формы работы : заня- тия, дидактические и сюжетно-ро- левые игры с использованием дорожных знаков и транспортных средств, встречи с инспекторами ГИБДД. Совместно с родителями оформляем макеты улиц, фото- выставки, стенды с ситуациями. Систематически используем «ми- нутки безопасности» из совмест- но созданной картотеки, которая состоит из подборки вопросов, проблемных ситуаций, основных правил для пешеходов.

Эффективной формой работы с дошкольниками является прове- дение развлечений, театрализо- ванных представлений с участием детей и родителей. Дети с удоволь- ствием соревнуются в быстром нахождении знаков зеленого и красного цвета, объясняя значе- ние каждого дорожного знака, отвечают на вопросы инспектора ГИБДД, собирают транспортные средства из частей. При анализе ситуаций ставим перед детьми во- прос: «Что произойдет, если я это сделаю?». Моделируем недопусти- мые ситуации, проигрываем сцен- ки с помощью персонажей, учим детей анализировать ситуации. В игровой, занимательной форме

дети быстрее и легче усваивают сложный материал, осознают его значимость.

Круг проблем, связанных с без- опасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому особое значение придается работе с родителями. К основным способам формирова- ния навыков поведения относится наблюдение, подражание взрос- лым, родителям. Чтобы научить ребенка транспортной культуре, родителям, прежде всего следу- ет самим овладеть хотя бы азами транспортной психологии. Мало просто прочитать, рассказать – нужно своим примером показать ребенку образец поведения. Иначе целенаправленная работа ДОУ те- ряет смысл. С этой целью в уголках для родителей размещены темати- ческие папки-передвижки, памят- ки, консультации, проходят встречи с инспекторами ГИБДД, вовлекаем в воспитательно-образовательный процесс в триаде «педагог – дети

– родители». Формы и методы раз-

нообразны: анкетирование, роди- тельские собрания в форме игр, квестов, фотовыставок, выставок детских рисунков. Очень интерес- но прошел бал в «Академии юного инспектора», в завершении ко- торого инспектор ГИБДД вручила всем дипломы.

Уже со средней группы, разра- батываем и используем маршрут

«Дом – детский сад». К разработке маршрута привлекаем родителей, каждый ребенок объясняет свой маршрут сверстникам своей груп- пы. Задачи разработки маршрута: повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно, научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути дви- жения.

В работе с детьми и родите- лями используем метод проектов по темам: «История дорожных знаков», «История транспорта»,

«Транспорт нашего города», «Пра- вила дорожного движения». Метод проектов позволяет конструиро- вать цепочку ситуаций образова- тельной направленности, которая реализуется в совместной дея- тельности всех ее участников (де- тей, педагогов, родителей). Ее цель

– появление нового, значимого для детей образовательного результа- та. Например, самодельной книги о правилах дорожного движения; альбома рисунков, последователь- но знакомящих с выполнением правил дорожного движения на улицах в микрорайоне; детского спектакля, в котором каждая груп- па представляет формы работы с детьми : сказки о детях в ситуаци- ях, которые с ними происходили, когда они играли на улице, сценки из литературных произведений и мультфильмов.

Реализация метода проектов мотивирует детскую деятельность, постановку проблемной задачи, совместную разработку плана действий, освоение новой деятель- ности и упражнения в ее осущест- влении, представление продуктов собственной деятельности для оз- накомления остальных участников проекта.

Одной из инновационных тех- нологий является квест-игра. Она позволяет в ходе выполнения за- даний активизировать внимание дошкольников и развивать по- знавательный интерес. Квест-и-

гра формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении заданий. Благодаря квест-играм воспитатели смогли в игровой форме закрепить правила дорожного движения, дети учи- лись ориентироваться в реальных жизненных ситуациях на дорогах. Воспитанники отгадывали загад- ки, отвечали на вопросы викто- рины, преодолевали препятствия на извилистой дороге, пели песни о том, что никогда не будут нару- шать правила дорожного движе- ния. Много впечатлений осталось у детей от беседы с инспекторами ГИБДД, их рассказах об устройстве автомобиля дорожно-патрульной службы, в котором они разрешили побывать всем воспитанникам.

Родители воспитанников обо- рудовали на участке детского сада различные виды транспорта, с по- мощью которых воспитатели орга- низуют с детьми сюжетно-ролевые игры, формируя у детей культуру поведения на улицах города.

Интеллектуальная викторина

«Находчивы мы и умны, ПДД для нас важны», в которой дети – зна- токи ПДД соревновались с сотруд- никами детского сада, получила высокую оценку и была представ- лена на городском семинаре для старших воспитателей «Ребенок.

Дорога. Безопасность». Дети учи- лись безопасному поведению на дороге в ходе месячников по профилактике ДТТ. Знакомились с историей возникновения правил дорожного движения с их измене- ниями со временем, определяли, что запрещено, а что разрешено делать на дороге, изучали дорож- ные знаки и секреты светофора.

Педагогический коллектив детского сада ежегодно участвует в городских конкурсах по профи- лактике ДТТ и занимает призовые места. Главное в работе – это тер- пение и настойчивость в обучении детей правилам безопасности до- рожного движения, то, чего нам так не хватает в повседневной жизни, то, чем необходимо запастись ради сохранения жизни и здоровья де- тей. И мы стараемся сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Правила безопасного поведения зимний период на водных объектах для детей дошкольного возрастаПравила безопасного поведения зимний период на водных объектах для детей дошкольного возраста Зимой всех без исключения родителей волнует кое-что важное: как обеспечить безопасность на водоемах зимой для детей. Безопасность ребёнка.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения
Опубликовано: 5 марта 2023 в 21:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения» (включая файлы) размещена пользователем Чепланова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...

9 октября. Всероссийский день чтения. Передвижка «Полезное чтение»

Уникальный праздник, посвященный литературе и книге, отмечается 9 октября – Всероссийский день чтения. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Воспитать детей настоящими книголюбами и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД