Лапшина Евгения
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Представляю вам опыт работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Слайд 2
На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности вопрос ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности подрастающего поколения.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с ПДД» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
И на данном слайде представлены условия формирования личного вклада педагога в развитие дошкольного образования по данной тематике
Слайд 3
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения.
Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются часто сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Это связано с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать обучение правилам дорожного движения, знания полученные в детстве наиболее прочные, а правила усвоенные ребенком в последствии становятся нормой поведения, а их соблюдения потребностью человека.
Сегодня, в век информационных технологий и в соответствии с требованиями ФГОС. чтобы обучение проходило интересно для детей необходимо выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, проводить данную работу совместно с родителями
Слайд 4
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяковской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице : незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности
Исследования В. М. Федяковской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений
Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федяковской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко и др. В 1997 году была опубликована Программа Р. Б. Стеркиной, О. А. Князевой, Н. Н. Авдеевой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая была разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению
Слайд 5
Цель моего опыта - Сформировать и развить у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, повысить интерес дошкольников к изучению основ дорожной безопасности.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи (они представлены на слайде)
Познакомить детей с правилами дорожного движения;
Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Слайд 6
Ведущая педагогическая идея моей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста заключается в гармоничном соединении традиционных форм работы с современными технологиями
Работа проходила в 3 этапа:
1 этап - анализ литературы по проблеме, сбор информации, диагностика, разработка плана работы, создавалась предметная среда
2 этап – основной - организация работы с детьми (определение содержания, технологий, форм, методов, работы с родителями
3. итогово-обобщающий подведение итогов, определение перспектив
Слайд 7
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип возрастной безопасности. и т. д. (все они представлены на данном слайде) С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
3. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
Слайд 8
При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В группе создан уголок безопасности дорожного движения, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В нем находятся:
макеты улицы с транспортными средствами, перекрестками
игры дидактические, развивающие, настольные
подборка иллюстраций, сюжетных картинок (отражающих дорожные ситуации, плакатов по правилам дорожного движения
подборка художественной литературы
тематические альбомы;
атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «Дорога» и т. д. ;
игрушечный транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и др., строительная техника (бульдозер, экскаватор и др. ,
мультимедийные презентации; и т. д.
Слайд 9
С целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, в своей работе я использую такие современные технологии:
- проектная деятельность
(были разработаны проекты –«Дошкольникам о правилах,дорожного движения», «Мой безопасный маршрут»
-ИКТ–
использовалакомпьютерные презентации «Дошкольникам о ПДД», «Транспорт», «Дорожные знаки», «Соблюдайте правила поведения на дороге», «В стране дорожных знаков»;
обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения»,«Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
В своей работе использую проигрыватель WindowsMediaдля разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения.
- интерактивные методы.
.Лэпбук — это новое интерактивная, тематическая папка,отвечающая всем требованиям ФГОСРазработан по теме «Правила дорожного движения», в нем собрана различная информация, которая может быть использована как в образовательной, так и в игровой деятельности. Мной было также разработано мобильное пособие «Куб по ПДД», включающее в себя так же материал по разным образовательным областям (макет проезжей части, картинки дорожных знаков, д/и «Собери
- игровая технология - При обучении детей правилам дорожной безопасности широко использовали самые разнообразные игры:
Слайд 10
На данном слайде представлены основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения
-организованная образовательная деятельность по всем областям познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Слайд 11
Проводились с детьми:
Экскурсии, целевые прогулки( «К перекрестку», «Прогулка по проспекту» и др
Дидактические игры («Дорожные знаки», «Четвертый лишний», «Собери знак», «Светофор» и др.)
Сюжетно-ролевые игры (Водитель и пешеход, Поездка на автобусе и др.)
Развлечения (В гости к Светофорчику» и др)
Слайд 12
В работе с детьми я использую следующие методы
Словесные:
- беседы «Машины на нашей улице», «Где можно играть на улице»», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила для пассажиров» и др.
- чтение художественных произведений такие как: С. Михалков «Светофор»,С. Михалков «Моя улица»;,
- заучивание стихотворений
-обсуждение проблемных ситуаций и др.
Наглядные:
- наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
- работа с иллюстрациями по теме
- презентация собственных материалов и интернет ресурсов
Практические:
- Продуктивную деятельность: рисование («Придумай новый дорожный знак», «Улицы города», «Специальный транспорт», «Машины нашего города», лепка(«Веселый светофор», «Любимая машинка»,. аппликация («Дорожный знак», «Шумный перекресток», «Моя улица», изготовление пособий;
- применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Путешествие по городу», «Вежливые пассажиры», «Автобус», «Пешеход на улице»)
- Игры-эксперименты: «Что будет если….»(«машины будут ездить, где хотят», «отменить правила дорожного движения» и пр.)
- Разыгрывание ситуаций с использованием макетов «Наша улица» и «Перекресток»
Слайд 13
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия. Такие как папки-передвижки (Ребенок на улицах города, Правила поведения на дороге, консультации (Как объяснить ребенку правила дорожного движения и др., разработка памяток (Маленький пешеход, Знай и соблюдай правила дорожного движения и др., совместное создание предметной среды, участие в выставках и др.
Формы работы представлены на слайде
Слайд 14
На данном слайде представлен мой личный вклад в развитие образования и определена степень его новизны.
Мною разработаны перспективные планы работы с детьми и родителями, конспекты образовательной деятельности, картотеки игр, консультации и памятки для родителей, сценарии развлечений
Слайд 15
О результатах проведенной работе говорит и сравнительная диагностика, представленная на слайде (автор диагностики А. И. Замалиева, Н. И. Клочанов)
Если в начале работы 64% детей имели низкий уровень знаний, 36% средний уровень знаний, высокого уровня знаний не было совсем, то проведя повторную диагностику через год были получены такие результаты: появился высокий уровень знаний 35% (эти дети имеют представление о том, что такое безопасное поведение на улице, понимают как вести себя на дороге), средний уровень знаний вырос до 60%(дети называют не все объекты безопасности на дороге, иногда затрудняются в объяснении необходимости соблюдения правил, не всегда проявляют осторожность вблизи дороги, низкий уровень знаний детей снизился до 5%(эти дети не всегда соблюдают дорожные правила, им не интересны игры данной направленности)
Слайд 16
Подводя итоги, следует сказать что проделанная работа дала определенный результат- по средствам ознакомления с правилами дорожного движения :
- у большинства детей сформировались навыки безопасного поведения на дорогах,
- появился стойкий интерес к изучению правил дорожного движения
-дети знают правила поведения на дороге, в транспорте и используют их в играх Итогом моей работы по освоению детьми правил дорожного движения участие детей в конкурсах, о чем говорят грамоты и сертификаты.
Слайд 17
ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
На слайде представлена транслируемость моих работ
Слайд 15
В перспективе планирую:
Продолжать работу в старшей группе по формированию навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (определены задачи, составлен перспективный план, пополнена предметная среда);
Продолжать пополнять предметную среду в группе, отдавая предпочтение интерактивным развивающим пособиям;
Продолжать внедрять инновационные формы, методы и приемы работы с детьми и родителями.