Ольга Крюкова
Формирование у детей дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
I. Информация об опыте
История возникновения
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области» является звеном муниципальной системы образования Шебекинского района. На образовательную ситуацию в учреждении положительное влияние оказывает социальная инфраструктура микрорайона. В течение 7 лет детский сад осуществляет партнерские взаимоотношения с социальными институтами города Шебекино Белгородской области: ОГИБДД ОМВД России по г. Шебекино, МБОУ «СОШ №1 с УИОП г. Шебекино», сотрудничество с которыми, позволяет повышать качественные показатели образовательного процесса ДОУ.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Содержание дошкольного образования в учреждении определяется образовательной программой ДОУ, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в Образовательной программе парциальных программ, одной из которых является программа Т. И. Данилиной «Светофор».
Расположение детского сада недалеко от дороги обусловило повышенное внимание к проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Автор опыта работал с 2015 года в группе младшего дошкольного возраста.
Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Первоначальной задачей федеральных образовательных стандартов (ФГОС ДО) является сохранение и укрепления здоровья воспитанников, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе.
Началом работы по теме опыта стало проведение предварительной диагностики в младшей группе 2015 года, «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» (авторы Н. И. Клочанова, С. Н. Черепанова, Т. И. Данилова, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). Было выявлено, что низкий уровень освоения правил дорожного движения - (58%, средний – (40%, высокий – (2%)
Изменение системы дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации образовательного процесса: поиск эффективных форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Именно это и внедрение ФГОС ДО привело к тому, что актуальной темой для автора опыта стало: «Формирование у детей дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
Актуальность опыта
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за детей испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. В Белгородской области каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершается с участием детей, это свидетельствует о высоком уровне детского дорожного травматизма, к сожалению, страдают и дети дошкольного возраста.
Огромное количество жертв на дорогах вызывает большую тревогу. Растёт понимание того, что человеку следует учиться ответственно вести себя там, где существует риск и опасность, то есть на дороге и улице. Безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения им правил поведения на улице. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей. В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной формой признана организация проектной деятельности дошкольников.
Поэтому проблема воспитания у детей безопасного поведения актуальна и соответствует потребностям общества.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта является создание системы работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах через проектную деятельность.
Длительность работы над опытом
Опыт работы охватывает период с 2015 по 2018 годы, группы:
2015-2016 год - младшая группа;
2016-2017 год - средняя группа;
2017-2018 год - старшая группа.
Диапазон опыта
Система работы автора по проведению различных видов деятельности, в которую входит организованная образовательной деятельности, предметно – пространственной среды, а так же взаимодействие с детьми в режиме дня (игры, беседы, наблюдения и т. д.) и вовлечение родителей в педагогический процесс.
Новизна опыта, заключается в создании системы через комбинацию приёмов работы с детьми. Введение в педагогический процесс разнообразных форм обучения и воспитания, комплексное обучение на занятиях и вне занятий, мастер-классов с педагогами, семинаров-практикумов с педагогами и родителями, планирование тематических недель, развлечений. В различных видах деятельности : игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов. В работе использовались нетрадиционные формы и методы : стимулирующие детей к прочному овладению ребёнком, навыков безопасного поведения на дороге.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта:
Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ с детьми от 3 до 7 лет, начальной школы, учреждениях дополнительного образования, так как опыт охватывает всех участников образовательных отношений и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.
Технология опыта
Целью данного опыта является повышение уровня сформированности у дошкольников основ дорожной грамотности посредством реализации проектной деятельности. В течение трех лет авторам были реализованы проекты :
«Наш помощник светофор», «Правила дорожные детям знать положено» «Соблюдая ПДД, не окажешься в беде!». Участниками проектов были дети, родители, воспитатели, узкие специалисты. При работе над проектом крайне важно было научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, сформировать у них устойчивые знания, умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственности в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.
Автором была поставлена следующая цель: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах посредством проектной деятельности.
Для реализации поставленной цели автор определил следующие задачи:
• познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
• формировать умения у детей осознанно соблюдать правила дорожного движения;
• воспитывать у детей дошкольного возраста дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде;
• формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, через реализацию проектной деятельности.
На первом этапе в младшей группе, автором опыта был разработан педагогический проект «Наш помощник светофор», где отражена система работы по формированию у малышей элементарных основ дорожной грамотности.
Работа по формированию основ безопасного поведения у детей младшего возраста предусматривает организацию образовательного процесса, которая реализуется через совместную деятельность взрослого и ребенка в различных видах (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, а также чтения художественной литературы) или их интеграции, с использованием различного игрового, наглядного материала и мультимедийных средств обучения.
В процессе непосредственно – образовательной деятельности автор расширял представления детей о видах транспорта, строении машин, формировал у детей представления о пространстве улицы, о светофоре и его назначении. В формировании знаний помогали герои сказок, лесные жители. Вместе с героями дети узнавали новое о безопасном поведении на дороге, правилах дорожного движения, помогали героям в их трудных ситуациях. На занятиях старался подводить детей к выводам о том, как нужно вести себя на дороге, где ее нужно переходить, можно ли играть рядом с дорогой и к чему это может привести.
Полученные знания автором закреплялись на прогулках в процессе наблюдений за приезжающими машинами в детском саду, за поведением пешеходов, за движением транспорта. В процессе наблюдений уточнялись полученные знания, дополнялись и совершенствовались.
Знания детей по правилам безопасности дорожного движения закреплял в художественной деятельности. Так после изучения светофора, его назначения, детьми была выполнена аппликация «Наш друг светофор», в центр художественного творчества помещены раскраски «Светофорик», где дети в самостоятельной деятельности раскрашивали светофор.
Автором была подобрана художественная литература: Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу»; А. Барто «Грузовик», Н. Павлова «На машине»; В. Семерин «Держись дорожных правил строго»,
разгадывал с детьми загадки, слушали и заучивали стихи.
При изучении тем «Легковой транспорт», «Грузовая машина», «Пассажирский транспорт», «Специальные машины», автором организованы дидактические игры: «Собери машину», «Угадай, что назову», «Машины разные нужны, машины всякие важны», дети с удовольствие играли в подвижные игры: «Цветные автомобильчики», «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и автомобиль». При изучении темы «Наша улица» организовывал игры и игровые ситуации: «Мишка идет по улице», «Перейди дорогу», «Пешеходный переход». Дети с удовольствием рассматривали альбомы с транспортом, сюжетные картинки «Улицы города», беседовали, рассматривая иллюстрации, обсуждали ситуации, где герои иллюстраций нарушали правила дорожного движения, и делали выводы о последствиях их нарушений. Дети с удовольствием самостоятельно играли в дидактические игры, раскрашивали рисунки, а их любимые игры с макетами улиц города, увлекали их практически на целый вечер.
Для организации работы необходимо было пополнить развивающую предметно – пространственную среду по нашей тематике, поэтому в группе появился центр безопасности. В центре появились игры, макеты, плакаты альбомы, художественная литература, яркие костюмы, атрибуты для организации сюжетно – ролевых игр. Этот центр стал не только познавательным, но и одним из самых любимых детьми.
Одно из направлений организации работы стала организация партнерского взаимодействия с родителями, где автор привлек родителей к организации воспитательно – образовательного процесса и сделал их полноценными участниками этого процесса. С целью повышения интереса родителей к проблеме детского дорожно – транспортного травматизма автор разработал серию консультаций «Дорога и дети», провел родительское собрание, семинар практикум, организовывал беседы по проблеме, праздники и развлечения, а также в приемной группы оформили «Уголок безопасности».
Итоговым мероприятием на заключительном этапе проекта в младшей группе, комплексное занятие «Наш помощник светофор» и оформление выставки детских работ.
На втором возрастном этапе в 2016-2017 учебном году с детьми средней группы, автор продолжил работу, над опытом: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах посредством проектной деятельности.
Автором для наиболее успешной работы была пополнена развивающая предметно-пространственная среда. А так же атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Полиция»); настольно-печатными играми. Подобранна детская художественная литература по тематике дорожного движения. Так как основной вид детской деятельности — это игра, большая часть работы по формированию основ безопасного поведения на дороге была построена именно на игре и игровых ситуациях. Для групповых и подгрупповых, индивидуальных форм работы автор использовал различные настольно-печатные игры.
Детям нравятся электронные игры, выполненные с помощью программы Power Point, такие как «Четвертый лишний», «Ездит, плавает, летает», «Верно — неверно». Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, на прогулке, вечером. Содержание сюжетно-ролевых игр по тематике дорожного движения («Полиция», «Водители») часто перекликается и с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно объединить сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица», «Поездка в автобусе».
Автор считает, что важно лишь вовремя направить игровые замыслы детей и косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии. В самостоятельной деятельности дети очень любят играть в строительные игры, используя при этом мягкие модули, разнообразные виды конструктора, ЛЕГО. Воспитанники строят гаражи для автомобилей, мосты, ворота, различные виды транспорта, городские здания, обыгрывают постройки. Игры и игровые ситуации с персонажами дали возможность познакомить, объяснить, сформировать и закрепить представления дошкольников о безопасном поведении на улице, о дорожных знаках и их значениях, о назначении сигналов светофора.
Двигательная деятельность предполагает использование различных подвижных игр, которые направлены больше на использование полученных знаний и имеющегося опыта детей. В подвижных играх как «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили» и другие. На занятиях по физическому развитию с помощью игровых ситуаций развиваем координацию движений и ориентировку воспитанников в пространстве, учим детей ездить на самокате по прямой дорожке, по кругу, змейкой, вовремя тормозить.
В работе были использованы информационно-коммуникационные технологии : это и просмотр мультимедийных презентаций, «Виды транспортных средств», «Как перейти дорогу», и просмотр мультфильмов по данной тематике, и прослушивание музыкальных произведений. Увлекает детей и чтение художественной литературы по теме дорожной безопасности.
Рассматривая с детьми иллюстрации к книгам, в тематических альбомах автор побуждает детей рассказывать о том, что изображено на картинке, выражать свое мнение либо дать оценку изображенному событию. Это способствует развитию понимания и осознания детьми опасных и безопасных действий на улице. Воспитанники с удовольствием составляли рассказы о разных видах транспорта, а также делились личным опытом. Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе — это, прежде всего, наблюдение во время прогулок за дорогой, проезжающими по ней автомобилями, работой светофора и поведением на дороге пешеходов. Так у дошкольников складывается представление реальных картин дорожного движения, они могут рассуждать об увиденном в ходе беседы, во время игры, могут дать оценку действиям пешехода.
Так как прогулки проводятся в разное время года, автор предлагает рассказать детям о том, какие опасности могут поджидать пешехода в разную погоду. На прогулке показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности : «тротуар» и «пешеходный переход», по которому, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде. Теоретические знания подкрепляются и изобразительной деятельностью. Как показывает опыт, дошкольники очень любят заниматься рисованием, лепкой и аппликацией по тематике правил дорожного движения. В течение года дети лепили и клеили, автомобили, дома, рисовали по трафаретам различные виды транспорта, раскрашивали раскраски.
Автор опыта хотел бы отметить положительное влияние совместного сотрудничества ДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, формирование у детей правильного понимания, значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Большое внимание автор уделяет работе по взаимодействию с родителями (законными представителями, в ходе которого подчеркивается та моральная ответственность, что лежит на взрослых: ведь под воздействием нашего поведения формируется поведение ребенка. Родители должны понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-то правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Автором были размещены в родительском уголке консультации, памятки.
Проведён практикум «Как поступить в данной ситуации?», организовал дискуссию «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?», а так же конкурс: «Машины специального назначения», «Ребенок на улицах города». Проведение акции «Дети – водителям» - распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых.
Благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
На третьем возрастном этапе в 2016-2017 учебном году с детьми старшей группы, автор продолжил работу, над опытом: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах посредством проектной деятельности.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице автор проводил в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса. Такая работа требовала четкого отбора необходимого наглядного игрового материала.
Организовывая, занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, автором были даны представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.). Во время экскурсий автор использовал беседы, разучивал с детьми стихотворения, знакомил с художественной литературой.
В изобразительной деятельности автор учил рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
На занятиях по конструированию автор формировал у детей интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала, как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружал различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта.) Учил планировать процесс возведения построек объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомил с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учил создавать различные модели по схеме, по собственному замыслу.
Автор организовывали встречи с инспектором ГИБДД, который знакомил детей с правилами поведения на дороге, рассказывал как нельзя себя вести, чтобы не случилось беды (например, встреча детей старшей группы с инспектором ГИБДД «Переходим через улицу»).
В группе был дополнен уголок безопасности дорожного движения, так как знания детей будут эффективными, в том случае, если теория связана с практикой. Автор познакомил детей с такими понятиями как «многополосное движение», «островок безопасности» и др. Совместно с детьми, изготовлен макет улицы, где обозначен перекресток, дома, светофор, дорожные знаки. Используя макет, автор знакомил детей с такими темами как : «Дорожные знаки», «Светофор», «Транспорт» и др.
Подобраны дидактические игры, по изучению детьми правил дорожного движения. Для детей были организованны сюжетно-ролевые игры, где дошкольники на практике показывали свои знания. Дети вместе с взрослыми изготавливали наглядные пособия к сюжетно – ролевым играм.
Автором была собрана подборка физкультминуток. А так же пословицы, поговорки, загадки, пальчиковая гимнастика.
Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности дошкольника.
В ходе совместной деятельности автор знакомил родителей с работой, которую проводил в группе (показ открытых занятий, развлечений, досугов, рассказывал об успехах детей в освоении правил поведения на улице, в транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях. Через наглядную агитацию, родительское собрание, консультации.
Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей выработались твердые навыки культурного поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Привычка правильно ходить по улице стала у детей нормой поведения.
На последнем этапе работы над педагогическим опытом была проведена итоговая диагностика, показавшая большой скачок по разделу «Обучение детей правилам дорожного движения», высокий уровень знаний составил 60%, средний уровень знаний составил 30%.
Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа, проделанная в младшей группе, дала определенный результат. Большое число детей старшей группы имеют необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения о дорожных знаках.
Результативность опыта
Дети показали высокий уровень знаний о том, где и как можно безопасно переходить улицу. При этом доказывали, что действовать надо именно так, а не иначе, называли все возможные способы перехода через дорогу : по «зебре», по сигналу светофора, через подземный и надземный переходы.
Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа, проделанная в течении трёх лет, дала определенный результат.
Воспитанники данной группы:
имеют представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару, действий в непосредственной близости от опасных участков дороги и т. п.);
умеют классифицировать дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные;
знают разные виды транспорта, уметь их классифицировать;
сформированы знания о культуре поведения в транспорте;
могут применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.
Использование проектного подхода позволил сформировать у дошкольников устойчивые умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственность в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.
Планомерная и систематическая работа взрослых с детьми, направленная на формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, внедряться в различные виды познавательной деятельности детей, а не время от времени.