МААМ-картинки

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Любовь Кузнецова
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Данная статья дает возможность разрешить и понять возникающие проблемы во взаимоотношении между детьми дошкольного возраста (детская озлобленность, недоброжелательность, не принятие людей разных культур).

Ключевые слова: толерантность, дошкольный возраст,воспитание.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития.

Публикация «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность. Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В Сибири, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Так что такое толерантность?

Об этом изложено в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры: «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способы проявления человеческой индивидуальности…

Проявление толерантности созвучно уважению прав человека – это значит «быть внимательным, проявлять внимание».

Подлинная толерантность является ценным нравственным качеством развития личности, т. е. личности, которая имеет свои ценности, интересы и готова, если понадобится, их защищать, но вместе с тем с уважением относится к воззрениям ценностям других людей. Поэтому, чтобы воспитать подлинно толерантную личность, надо начинать её развитие с детского возраста.

Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В детском саду дети до 4-х лет ещё не знают о существовании разных народов. Их отношение к сверстникам не зависит от национальной принадлежности. А к пятому году жизни у детей начинает пробуждаться национальное самосознание, поэтому так важна благоприятная психологическая обстановка как в семье, так и в детском саду. Совершенно очевидно, что формирование личности, её установок и ориентаций происходит, начиная с детского воспитания в семье. Поэтому так важно, чтобы семья и детский сад на начальном этапе, а затем и школа формировали установку на соблюдение норм общения с окружающими – носителями другой культуры и сыграли большую роль в укреплении культурных традиций и привитии общекультурных норм и ценностей, воспитание толерантной личности.

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

Совместно с педагогами и с помощью родителей в нашем детском саду были созданы два мини-музея: русская изба и хакасская юрта. Создавая музеи, дополняли детей о культуре двух народов: хакасов и русских. В мини-музеях была создана мини-обстановка и помещены предметы быта. Проводили экскурсии и занятия «Хакасская юрта и русская изба», «Одежда хакасской женщины», «Русский сарафан» и другие. Таким образом, воспитывается уважение к людям разных национальностей, усваиваются традиции и обычаи неповторимой самобытности, богатства языка, развивается толерантная личность.

Знакомя с культурой хакасского народа, дети знакомятся со своей Родиной – Хакасией. Узнают о том, что в Хакасии проживает очень много других национальностей со своей языковой культурой. У них воспитывается уважение к хакасскому народу, как к коренному, так и к людям других национальностей. Дети в группу приходят из разных семей, они разных национальностей, и у каждой семьи свой уклад. Но в группе их встречает доброжелательная обстановка, их всех одинаково любят. Они учат песни, стихи, как на хакасском, так и на русском языках, исполняют танцы, играют в разные подвижные игры. Они любят играть в народные игры: хакасские и русские. Например: «Аба- тцкпес» и «Красочки», хор. Игры «Трипун тайым» и «По малину в сад пойдём» и другие. И как показывает опыт, народные игры, это не просто вид деятельности, но и эффективное средство воспитания, которым пользовались наши предки.

Изучая язык и фольклор наших предков (русских и хакасов) никак нельзя было умолчать о топонимике. От нескольких названий гор, озёр, рек, сёл и городов веет живой стариной. Знакомя детей с Хакасией через топонимику, пополняя знания о родном крае, воспитывались чувство любви и гордости за красивейший уголок Земли на нашей планете, за землю, где родился и живёшь.

Исполняя традиции и обряды, вырастая ребенок, передаёт их следующему поколению. Совершенствуя себя, соревнуясь в играх, выступая за коллектив, он находит своё положение в обществе. У него воспитываются уважение к культуре, обычаям народов, живущих рядом с ним. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.

Публикации по теме:

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование певческого дыхания у детей дошкольного возраста Пение – это озвученное дыхание. Еще в ХIХ веке известный педагог, профессор Миланской консерватории Франческо Ламперти, воспитавший блистательную.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Конспект ООД к Дню толерантности «С чего начинается дружба?» для детей младшего дошкольного возраста Конспект ООД "С чего начинается дружба?" Предназначен для детей младшего возраста. Посвящён Дню Толерантности. Цель: формирование у детей.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 мая 2024 в 17:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД