Юлия Куликова
Адаптация детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей к обучению в школе
Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Готовность к школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Коррекция дефицитных школьно-значимых функций осуществляется по разным направлениям.
Публикация «Адаптация детей к обучению в школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Готовность к обучению - это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе, сформированность общеучебных навыков.
Процесс умственного (познавательного) развития ребенка идет, с одной стороны, через усвоение знаний, а с другой - через овладение мыслительными (интеллектуальными) умениями.
Необходима целенаправленная работа по формированию у дошкольников основных (базовых) мыслительных (интеллектуальных) умений, которые лежат в основе процесса познания.
Основной формой работы являются игры и игровые упражнения, которые могут быть включены как в конспект занятия, так и в процесс игровой деятельности.
В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений, Сначала дети учатся выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы.
Затем в старшем дошкольном возрасте дети овладевают умениями выявлять в объектах, абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств. При этом сначала идет овладение интеллектуальными умениями на сенсорном уровне, когда ребенок оперирует образами, а в старшем дошкольном возрасте эти умения переходят на вербальный (логический) уровень.
Основные группы общеучебных умений:
• интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
• организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
• коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
• оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).
Тщательное и всестороннее изучение детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно-значимых функций – тех функций, которые не только существенно влияют на темп и качество формирования навыков письма, чтения и счета, но и в значительной мере определяют успешность овладения школьниками обще-учебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения.
Наиболее важными с этой точки зрения являются следующие функции:
• зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез;
• пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез;
• слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память, фонематический слух;
• сенсорно-двигательные координации;
• точные и дифференцированные движения пальцев и кисти рук.
Для развития зрительной памяти и внимания, зрительно-пространственной памяти можно использовать следующие тренировочные упражнения:
1) запоминание и воспроизведение увиденного (предметов, изображений, букв, цифр, явлений) с указанием их пространственного положения;
2) запоминание ряда предметов, изображений, букв, цифр, явлений, символов и их воспроизведение в определённом месте и заданной последовательности;
3) запоминание увиденного с последующим определением изменений (задание Что изменилось)
4) запоминание и воспроизведение увиденного с опорой на схемы, символы; и т. д.
Одной из важнейших задач формирования пространственных представлений является ориентировка на листе бумаги. При этом важно осуществить переход от вертикальной поверхности к горизонтальной. Сначала отрабатывается верх-низ, потом право - лево. Затем отрабатываются углы. В подготовительной группе ведётся работа с таблицами, осуществляется сканирование пространства сверху вниз и слева направо.
Задания на формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза с использованием системы тренировочных упражнений, направленные на:
1-ый этап: совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти:
после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т. д.);
чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);
запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);
различать на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру.
2-ой этап: развитие фонематического восприятия и формирование чё тких фонематических представлений:
запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов, начиная с двух-трёх элементов и постепенно доводя их число до шести-семи;
выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
подобрать сходные по звучанию слова;
найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком слог);
угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.
3-ий этап: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков;
выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т. е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные – взрывные в конце, а щелевые – в начале слова);
найти общий звук в словах;
выделить из текста слова с заданным звуком;
подобрать самостоятельно слова с определённым звуком (подобрать любые слова; подобрать слова – названия животных, названия птиц и т. д.);
определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);
определить и назвать последовательность звуков в слове, их количество, место каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук);
подобрать слова с заданным количеством звуков;
определить количество слогов в предложенных словах;
сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;
добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова;
расчленить названные слова на слоги, слоги на звуки;
преобразовать слова, добавляя или заменяя один звук, переставляя звуки;
составить слова.
Так же отдельно стоит упомянуть такую систему коррекции, как развитие мыслительных операций и различных видов мышления (навыки группировки, классификации, анализа и синтеза, умение устанавливать последовательность и выстраивать причинно-следственные связи, выполнение заданий по инструкциям и т. п., развитие навыков самоконтроля, развитие памяти.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития его умственных способностей.
Иногда причины дефицита в развитии школьно-необходимых функций могут заключаться: в недостаточной зрелости отделов головного мозга. И здесь в помощь кинезиология – гимнастика для мозга, её применение способствует улучшению межполушарного взаимодействия, а также стимулирует развитие памяти, внимания, речи и других важных психологических функций. Кинезиологические упражнения для формирования и совершенствования координации и точности движений пальцев и кисти рук.
Важным направлением работы между детским садом и начальной школой является работа с родителями. В нашем детском саду организованы уголки для родителей с советами для будущих первоклассников. Проходят совместные родительские собрания.
Также работа с родителями предполагает:
• круглые столы, дискуссионные встречи,
• консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей;