Приложение МААМ

Адаптация детей к обучению в школе

Юлия Куликова
Адаптация детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация детей к обучению в школе

Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Готовность к школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Коррекция дефицитных школьно-значимых функций осуществляется по разным направлениям.

Публикация «Адаптация детей к обучению в школе» размещена в разделах

Готовность к обучению - это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе, сформированность общеучебных навыков.

Процесс умственного (познавательного) развития ребенка идет, с одной стороны, через усвоение знаний, а с другой - через овладение мыслительными (интеллектуальными) умениями.

Необходима целенаправленная работа по формированию у дошкольников основных (базовых) мыслительных (интеллектуальных) умений, которые лежат в основе процесса познания.

Основной формой работы являются игры и игровые упражнения, которые могут быть включены как в конспект занятия, так и в процесс игровой деятельности.

В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений, Сначала дети учатся выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы.

Затем в старшем дошкольном возрасте дети овладевают умениями выявлять в объектах, абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств. При этом сначала идет овладение интеллектуальными умениями на сенсорном уровне, когда ребенок оперирует образами, а в старшем дошкольном возрасте эти умения переходят на вербальный (логический) уровень.

Основные группы общеучебных умений:

• интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);

• организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);

• коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);

• оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).

Тщательное и всестороннее изучение детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно-значимых функций – тех функций, которые не только существенно влияют на темп и качество формирования навыков письма, чтения и счета, но и в значительной мере определяют успешность овладения школьниками обще-учебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения.

Наиболее важными с этой точки зрения являются следующие функции:

• зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез;

• пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез;

• слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память, фонематический слух;

• сенсорно-двигательные координации;

• точные и дифференцированные движения пальцев и кисти рук.

Для развития зрительной памяти и внимания, зрительно-пространственной памяти можно использовать следующие тренировочные упражнения:

1) запоминание и воспроизведение увиденного (предметов, изображений, букв, цифр, явлений) с указанием их пространственного положения;

2) запоминание ряда предметов, изображений, букв, цифр, явлений, символов и их воспроизведение в определённом месте и заданной последовательности;

3) запоминание увиденного с последующим определением изменений (задание Что изменилось)

4) запоминание и воспроизведение увиденного с опорой на схемы, символы; и т. д.

Одной из важнейших задач формирования пространственных представлений является ориентировка на листе бумаги. При этом важно осуществить переход от вертикальной поверхности к горизонтальной. Сначала отрабатывается верх-низ, потом право - лево. Затем отрабатываются углы. В подготовительной группе ведётся работа с таблицами, осуществляется сканирование пространства сверху вниз и слева направо.

Задания на формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза с использованием системы тренировочных упражнений, направленные на:

1-ый этап: совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти:

после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т. д.);

чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);

запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;

прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);

различать на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру.

2-ой этап: развитие фонематического восприятия и формирование чё тких фонематических представлений:

запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов, начиная с двух-трёх элементов и постепенно доводя их число до шести-семи;

выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;

подобрать сходные по звучанию слова;

найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком слог);

угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

3-ий этап: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков;

выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т. е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные – взрывные в конце, а щелевые – в начале слова);

найти общий звук в словах;

выделить из текста слова с заданным звуком;

подобрать самостоятельно слова с определённым звуком (подобрать любые слова; подобрать слова – названия животных, названия птиц и т. д.);

определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);

определить и назвать последовательность звуков в слове, их количество, место каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук);

подобрать слова с заданным количеством звуков;

определить количество слогов в предложенных словах;

сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;

добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова;

расчленить названные слова на слоги, слоги на звуки;

преобразовать слова, добавляя или заменяя один звук, переставляя звуки;

составить слова.

Так же отдельно стоит упомянуть такую систему коррекции, как развитие мыслительных операций и различных видов мышления (навыки группировки, классификации, анализа и синтеза, умение устанавливать последовательность и выстраивать причинно-следственные связи, выполнение заданий по инструкциям и т. п., развитие навыков самоконтроля, развитие памяти.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития его умственных способностей.

Иногда причины дефицита в развитии школьно-необходимых функций могут заключаться: в недостаточной зрелости отделов головного мозга. И здесь в помощь кинезиология – гимнастика для мозга, её применение способствует улучшению межполушарного взаимодействия, а также стимулирует развитие памяти, внимания, речи и других важных психологических функций. Кинезиологические упражнения для формирования и совершенствования координации и точности движений пальцев и кисти рук.

Важным направлением работы между детским садом и начальной школой является работа с родителями. В нашем детском саду организованы уголки для родителей с советами для будущих первоклассников. Проходят совместные родительские собрания.

Также работа с родителями предполагает:

• круглые столы, дискуссионные встречи,

• консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей;

Публикации по теме:

Адаптация учащихся 1 класса к школе Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе.

Дидактическая игра «Веселые грузовички» по обучению грамоте детей подготовительной к школе группеДидактическая игра «Веселые грузовички» по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе .

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей к обучению в школе
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 15:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Куликова (УИ 598183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД