Берковская Наталья Владимировна
Формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с СДВГ посредством прикладного анализа
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях современной социальной действительности актуализируется роль психического развития детей младшего школьного возраста, что детерминировано повышением требований к качеству школьного образования и когнитивному потенциалу учащихся. При этом известно, что саморегуляция выступает как рефлексивный когнитивный компонент, что позволяет рассматривать данный феномен как основу психического развития детей младшего школьного возраста в контексте школьного обучения, в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее выраженные сложности в отношении саморегуляции отмечаются у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что обусловлено недостаточностью механизмов учебной мотивации, произвольного внимания, а также энергетических ресурсов. Синдром дефицита внимания и гиперактивности сопровождается расстройствами поведения и деятельности, которые связаны с нарушениями процессов саморегуляции.
Публикация «Формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с СДВГ посредством прикладного анализа» размещена в разделах
Исследованием специфики саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности занимались такие ученые, как А. Н. Галишко, Т. В. Емельянова, А. В. Канжин, Т. Н. Князева, Е. В. Сидорова и ряд других. Авторы рассматривали проявления нарушений саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также особенности коррекции саморегуляции у детей данной категории. Тем не менее, в настоящее время недостаточно исследована проблема формирования саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности посредством прикладного анализа поведения. Известно, что прикладной анализ поведения предназначен для изменения или снижения выраженности неадаптивных моделей поведения, что позволяет предположить, что применение прикладного анализа поведения позволит повысить эффективность формирования саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Объект исследования – саморегуляция деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Предмет исследования – формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с помощью прикладного анализа поведения.
Цель исследования – выявление возможностей применения прикладного анализа поведения в процессе формирования саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику саморегуляции деятельности в современной зарубежной и отечественной науке.
2. Проанализировать особенности саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
3. Рассмотреть роль прикладного анализа поведения в формировании саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
4. Провести экспериментальное исследование, направленное на формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности посредством прикладного анализа поведения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение прикладного анализа поведения будет способствовать формированию саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Теоретико-методологическая основа: мы опирались на положения концепции осознанной саморегуляции произвольной деятельности (О. А. Конопкин, теории регуляторного опыта (А. К. Осницкий). Исследование основано на принципе развития (Л. С. Выготский, принципе детерминизма (С. Л. Рубинштейн).
Для реализации основных задач исследования применялись следующие методы:
1. Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научных источников по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методы: тестирование (методика «Изучение саморегуляции» (У. В. Ульенкова); методика «Диагностика самоконтроля у младших школьников» (Т. Н. Князева); методика «Исследование произвольного поведения» (Т. Н. Князева); тест «Развитие самоконтроля» (А. М. Щетинина).
3. Методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате проведенного эксперимента данные могут быть использованы специальными психологами и педагогами для оптимизации процесса формирования саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности посредством прикладного анализа поведения.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 107».
Выборка исследования: 29 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (18 мальчиков и 11 девочек). Возрастной диапазон варьируется от 7 до 10 лет.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.