Папки-передвижки

Формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с СДВГ посредством прикладного анализа

Берковская Наталья Владимировна
Формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с СДВГ посредством прикладного анализа
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях современной социальной действительности актуализируется роль психического развития детей младшего школьного возраста, что детерминировано повышением требований к качеству школьного образования и когнитивному потенциалу учащихся. При этом известно, что саморегуляция выступает как рефлексивный когнитивный компонент, что позволяет рассматривать данный феномен как основу психического развития детей младшего школьного возраста в контексте школьного обучения, в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее выраженные сложности в отношении саморегуляции отмечаются у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что обусловлено недостаточностью механизмов учебной мотивации, произвольного внимания, а также энергетических ресурсов. Синдром дефицита внимания и гиперактивности сопровождается расстройствами поведения и деятельности, которые связаны с нарушениями процессов саморегуляции.

Публикация «Формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с СДВГ посредством прикладного анализа» размещена в разделах

Исследованием специфики саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности занимались такие ученые, как А. Н. Галишко, Т. В. Емельянова, А. В. Канжин, Т. Н. Князева, Е. В. Сидорова и ряд других. Авторы рассматривали проявления нарушений саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также особенности коррекции саморегуляции у детей данной категории. Тем не менее, в настоящее время недостаточно исследована проблема формирования саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности посредством прикладного анализа поведения. Известно, что прикладной анализ поведения предназначен для изменения или снижения выраженности неадаптивных моделей поведения, что позволяет предположить, что применение прикладного анализа поведения позволит повысить эффективность формирования саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Объект исследования – саморегуляция деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Предмет исследования – формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с помощью прикладного анализа поведения.

Цель исследования – выявление возможностей применения прикладного анализа поведения в процессе формирования саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Задачи исследования:

1. Дать общую характеристику саморегуляции деятельности в современной зарубежной и отечественной науке.

2. Проанализировать особенности саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

3. Рассмотреть роль прикладного анализа поведения в формировании саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

4. Провести экспериментальное исследование, направленное на формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности посредством прикладного анализа поведения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение прикладного анализа поведения будет способствовать формированию саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Теоретико-методологическая основа: мы опирались на положения концепции осознанной саморегуляции произвольной деятельности (О. А. Конопкин, теории регуляторного опыта (А. К. Осницкий). Исследование основано на принципе развития (Л. С. Выготский, принципе детерминизма (С. Л. Рубинштейн).

Для реализации основных задач исследования применялись следующие методы:

1. Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научных источников по проблеме исследования.

2. Психодиагностические методы: тестирование (методика «Изучение саморегуляции» (У. В. Ульенкова); методика «Диагностика самоконтроля у младших школьников» (Т. Н. Князева); методика «Исследование произвольного поведения» (Т. Н. Князева); тест «Развитие самоконтроля» (А. М. Щетинина).

3. Методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате проведенного эксперимента данные могут быть использованы специальными психологами и педагогами для оптимизации процесса формирования саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности посредством прикладного анализа поведения.

База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 107».

Выборка исследования: 29 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (18 мальчиков и 11 девочек). Возрастной диапазон варьируется от 7 до 10 лет.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Фотоотчет о творческой деятельности детей младшего школьного возраста «Мастерская Деда Мороза»Фотоотчет о творческой деятельности детей младшего школьного возраста «Мастерская Деда Мороза» Беседа. Ребята, к нам приближается всеми любимый праздник. Кто знает какой? (Правильно, Новый год.) Новый год в России начинается с 1.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с СДВГ посредством прикладного анализа
Опубликовано: 18 января 2022 в 05:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование саморегуляции деятельности у детей младшего школьного возраста с СДВГ посредством прикладного анализа» (включая файлы) размещена пользователем Берковская Наталья Владимировна (УИ 2075625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД