Оксана Агапитова
Формирование речи у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи у дошкольников была актуальна во все времена на в России так и за рубежом, ее изучали разные специалисты. Несмотря на активно изучение учеными проблемы развития речи у дошкольников, данная область остается не до конца исследована.
Согласно учениям педагога-гуманиста Я. А. Коменского «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества впервые шесть лет», одним из основных направлений психолого-педагогической работы является развитие речи. Он советовал до третьего годы жизни ребёнка, родителям учить ребенка правильно произносить звуки и отдельные слова, не картава. Детям четвёртого, пятого, шестого года жизни, он советовал побуждать их правильно задавать вопросы, называть предметы, которые они видят дома, описывать действия, которые они совершают, требовать от них четкой связной речи. Занятия Я. А. Коменский по развитию речи с детьми предлагал проводить в форме игры. В качестве средств он предлагал использовать ритмические прибаутки, стихи, обратить внимание детей на связь между разговорной речью и поэзией, рекомендует заучивать стихи, использовать в работе с детьми басни, рассказы, сказки про животных [1].
Публикация «Формирование речи у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах
Основной заслугой ученого педагога И. Г. Песталоцци является создание теории элементарного образования, которая предусматривает гармоническое развитие способностей человека. На основе своей теории ученый разработал методику обучения детей речи : упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с обучением чтению. В основе обучения теории лежит принцип наглядности. Обучение словам, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок [2].
В начале XX века известность приобрёл немецкий педагог Фридрих Фребель, которого считают основателем дошкольного педагогического воспитания. Многое в сочинениях Ф. Фребеля уделяется развитию речи детей дошкольного возраста, песенкам и играм: существует последовательность речевых занятий, показано, как сопровождать речью разные занятия, в том числе музыкальные, художественные и др. Он считал, что с малышом следует заниматься с раннего детства, от этого зависит развитие его речи в дошкольном возрасте [3].
Итальянский педагог М. Монтессори считала, что именно в первые годы жизни ребенка нужно уделать внимание развитию речи : исправлять дефекты речи, обучаться грамоте. Основой методик М. Монтессори лежит сенсорика, в процессе занятий работа с разным дидактическим материалом (карточки, кубы, лестницы, цилиндры) [6].
К. Д. Ушинский внес свой большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость дошкольной подготовки перед школой, что важно накопить достаточно знаний в дошкольном возрасте, о предметах, о окружающей среде, совершенствовать сенсорную культуру, развивать знания и мышления. К. Д. Ушинский разработал методику обучения родному языку. Он считал, что преподавание родного языка, имеет три цели: умение выражать свои мысли в устной и письменной речи; усвоение форм языка; усвоение грамматики. Работу по развитию речевой готовности дошкольников перед школой К. Д. Ушинский, предполагал строить с учетом: развитие интересов к собственной речи и окружающих; народности; с помощью истории, литературы, окружающей действительности [1;3].
Основное место в педагогической деятельности Е. И. Тихеевой занимал вопрос речевого развития детей. Ей создана методика развития речи дошкольников в условии домашнего воспитания, основой, которой является следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с интеллектуальным развитием; дети овладевают родным языков в процессе изучения окружающего мира; речь развивается в социальной среде при общении с взрослыми и сверстниками; прежде всего речь дошкольника развивается в осуществляемой им деятельности; формирование речи должно охватывать все периоды жизни ребенка; развитие речи связано со всеми педагогическими аспектами в детском саду[1].
Основой готовности к обучению в школе, по мнению Е. И. Тихеевой, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены усвоению устной речи. До поступления ребенка в школу подготовка по развитию речи включает следующие разделы: работа над формой речи ее структура; развитие гибкости и честности речи; накопление содержания речи; формирование речевого слуха. После того, как дошкольник полностью овладеет устной речью, по мнению Е. И. Тихеевой, стоит начинать его учить чтению и письму. Занимаясь проблемой речевого развития детей дошкольного возраста, мы берем за основу положения о деятельном характере речи, о взаимосвязи мышления и речи, о роли овладения речи и языка, о активной роли детей в изучении ими речи.
Овладение родным языком, формирование речи является одним из важных приобретений ребенком в дошкольном возрасте и является в современном дошкольном воспитании основой в воспитании и обучении детей. В период дошкольного детства, отмечается значительные изменений в речевом развитии дошкольников и высокий рост словарного запаса. Качественный словарный запас развивается следующим образом: на четвёртом году жизни-словарь пополнятся с помощью предметов и действий, с которыми ребенок сталкивается в быту; на пятом году жизни- наблюдается активное использование слов, входящих в тематический цикл: предметы обихода, продукты питания, игрушки, различные материалы; на шестом году жизни – ребенок употребляет в своей речи дифференцируемые свойства и качества предметов и действий. Расширяются знания о окружающем мире, о материалах, явлениях, формируются видовые и родовые понятия; на седьмом году жизни – происходит подбор антонимом и синонимов к словосочетаниям, появляется многозначность слов, идет самостоятельное образование сложных слов и предложений, подбор родственных слов. В период от трех до семи лет дети осваивают сложные конструктивные предложения. По данным ученого В. И. Ядэшко у детей дошкольного возраста, занимают 8% от общего объёма предложений- сложные предложения. В 6-7 лет объём сложных предложений резко увеличивается до 17%. Появляется однородные явления и обстоятельства, возможность противопоставлять однородные части предложений. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются уже распространёнными предложениями, конструкциями сложноподчинённых и сложносочиненных предложений со всеми вилами придаточных. Предложения состоят более из 5 слов. Дети старшего дошкольного возраста овладевают связными высказываниями. Дети в 4-5 лет начинают составлять небольшие рассказы о игрушках или о сюжетах, которые хорошо знакомы детям, а в 6 лет ребенок можно свободно составлять рассказы по картинкам, по воспоминаниям. В этом возраст у них формируется память составлять рассказы по книгам, на заданную тему, пересказывать небольшое рассказы и сказки. На этом этапе формируется диалоговая и монологовая речь: с пяти лет дети не только правильно произносят все слова, но и различают родную речь. Язык и речь в этом возрасте становится предметом анализа. Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова, от придуманных и уже активно занимаются словотворчеством.
В психолого-педагогических исследованиях различают «общую» и «специальную» речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач: понимание ребёнком обращенную к нему речь; умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохранять правильный грамматический строй речи; овладение правильного словарного запаса; сформированной звуковой стороны речи [4].
Специальная речевая готовность, предполагает готовность ребенка к грамоте (чтению и письму).
Основными направлениями работы при подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе должно быть:
1. Общая речевая подготовка: содержательность и связность диалоговой и монологовой речи; развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря; совершенствование грамматически правильной речи; развитие способности к речевой деятельности.
2. Специальная речевая подготовка: развитие языковой деятельности; развитие ориентироваться в звуковой культуре слова; подготовка к обучению письму и чтению [4].
В современной дошкольной психологии и педагогике существует традиционная методика по подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. Наиболее полно данную методику раскрыл ученый А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Е. И. Тихеева.
Рассматривая проблему подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста, А. М. Бородич сформулировала в качестве основанной задачи методику, основанную на научно-педагогических средствах методов и приёмов развития речи, а в качестве главной задачи речевого обучения и воспитания выделяет необходимы речевые умения и способности у детей, формирование речевых знаний и навыков. В исследованиях проведённым Ф. А. Сохиным, можно выделить три основные направления психолого-педагогической проблемы развития речи дошкольников, совершенствование содержания и методов изучения родного языка; структурное (фонетическое, лексическое и грамматическое, функциональное (формирование навыков владения языком- коммуникативные функции, развитие связной речи, речевое общение, когнитивное, познавательное (формирование сознательности к языковому и речевому явлению) [6,25].
Проанализировав вышесказанное, делаем вывод: дошкольный возраст играет огромную роль в развитии речи ребенка, это период активного усвоения детей устной речи, становление и формирование основных сторон речи : фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение речью в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием для интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития ребёнка, следовательно, развитие речи является необходимой частью подготовки к школе.
Естественно, чтобы достичь требуемую высокого уровня речевую готовность к школе, необходимо осуществлять требуемую речевую подготовку на занятиях по развитию речи и другие режимные моменты в рамках программы в дошкольном учреждении, либо в домашних условиях.
Таким образом, очевидно, что формирование речи у детей старшего дошкольного возраста психологи, педагоги и лингвист, считают основным условие формирование личности у детей в дошкольном возрасте, так же умственных и волевых качеств, что является основой готовности ребенка к обучению в школе.
Библиографический список
1. История дошкольной педагогики / Л. Н. Литвин- М:Просвещение,2015
2. История дошкольной педагогики/ Л. М. Волоюуева, Е. А. Авилова-М:МПГУ,2017
3. История зарубежной дошкольной педагогики/Н. Б. Мчелидзе- М:Просввещение, 2016
4. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе/ А. В. Паклина- Екатеринбург:ГОУВПО, 2017
5. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования /Н. В. Микляевой- М:Юрайт, 2017
6. Уникальная методика раннего развития/М. Монтессори- М:АСТ,2015