Юлия Мамасуева
Формирование психологического здоровья у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая безопасность» чаще используется через понятие «психическое здоровье» и «угроза».
Как правило, психологическая безопасность, как состояние, обеспечивается благоприятным развитием психики ребенка.
Угроз психологической безопасности существует несколько.
Публикация «Формирование психологического здоровья у детей» размещена в разделах
Физические: различные неблагоприятные погодные условия; отсутствие закаливающих процедур; недостаточно сбалансированное питание; при несоблюдении соблюдение температуры и влажности в помещении; агрессивно настроенное окружение к ребенку; ребенок мало двигается и играет; количество запретов преобладает над позволением.
Социальные: психоэмоциональное и интеллектуально-физического напряжение из-за большого количества требований и не соблюдение режима жизнедеятельности детей; авторитарный стиль руководства; отсутствие единых правил понятных ребенкумогут способствовать егоневротизации; различного вида манипуляции, препятствуют развитию полноценной, гармоничной личности.
Семейные: формы негативного и нежелательного поведения у детей, являющееся следствием неправильного воспитания; отсутствие у ребенка осознанной «ситуации успеха»; особенности развития личности ребенка и др.
Тревожные состояния ребенка часто проявляются в следующем: ребенок плохо спит, раздражителен, плаксив, может проявляться, как агрессия, так и рассеянность; мало ресурса; невнимательность; пропадает аппетит, появление стереотипных движений (качание головой, подергивание, раскачивание, сосание пальца и т. д., энурез (энкопрез); и др.
Перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находиться в состоянии психоэмоционального напряжения.
У детей с высоким уровнем тревожности преобладает слабый тип нервной системы. Такие дети нуждаются постоянно в внимании и поощрениях взрослых. Крайне важно обращать внимание сверстников на их успехи. Такие поощрения дают ребенку возможность почувствовать уверенность в своих силах, повысить самооценку.
Психолог помогает воспитателям разработать определенную систему мер, которая предупреждает эмоциональные расстройства, способствует профилактики и коррекции отклонений эмоциональной сферы ребенка.
Для снижения уровня тревожности ребенка и повышения уверенности в своих силах необходимо:
• Как можно чаще хвалить ребенка, если он справился даже с маленьким заданием;
• Использовать больше минут активного отдыха, посильные физические упражнения;
• Вводить элементы проблемного обучения, и включать его в процесс игры;
• Обращаться по имени к ребенку;
• Снизить количество замечаний;
• Ребенка сравнивать только относительно его самого;
• При наказании ребенка, не унижать его.
• Ребенка спрашивать ближе к середине занятия;
• При объяснении темы использовать визуальную поддержку;
• Не ограничивать во времени задания;
• С новыми заданиями ребенка знакомить постепенно;
Важное значение имеет социальное здоровье дошкольников. Оно определяется тем, насколько для ребенка приемлемы общечеловеческие ценности и социальные нормы поведения.
Для того, чтобы дети росли и развивались в благоприятной среде, в группе поддерживался порядок - эффективно помогает такой игровой метод – прием как «Правила жизни в группе», это правила поведения, которые формируют и устанавливают сами дети.
Правила непосредственно составляются из жизненного опыта детей, различных событий, происходящих в их жизни, в взаимодействии с сверстниками и взрослыми в группе. С учетом тех или иных правил, дети сразу или постепенно начинают обращать внимание на то, как лучше поступить в определенной ситуации. Осознавая необходимость придерживаться определенных норм – у дошкольников появляются собственно «правила жизни в группе».
Здесь затрагиваются разнообразные аспекты: коммуникативные – дети регулируют взаимоотношения между собой: помогают друг другу в различных видах деятельности, в быту (одеть варежки, расставить красиво игрушки, убрать посуду, поделится игрой, извиниться, если был не прав; организационные – в музыкальный зал идем парами и др. ; коммуникативно-организационные - «сегодня я дежурный – ребенок кладет своё фото или карточку (в виде ладошки, солнышка, листика и т. д.) с своим именем.
Некоторым детям помогают графические изображения, которые также полезно использовать для краткости- одним словом или символом «Улыбнись», «Помирись», «Расскажи», «Поделись» и др.
Требования к правилам:
• Правила не должны иметь частицу «не»;
• Правила должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
• Правило будет эффективно, если оно будет небольшое по объему;
• Правила должны позволять ребенку двигаться, развиваться, познавать;
• Необходимо уметь договариваться с ребенком, направлять его желания в мирное и полезное для него и для других русло;
• Правил не должно быть много (около 5-7)
Каждый человек нуждается в том, чтобы его любили, принимали, понимали, выслушивали; чтобы у него были «ситуации успеха» и обязательно надо концентрироваться взрослому на успехах ребенка. Правила в обязательном порядке согласовываются взрослыми между собой. Требования должны сообщаться в доброжелательной, разъяснительной форме. Дети часто невоспринимают, либо сопротивляются грубому, повелительному или резкому тону воспитателя, даже, если он прав.
Знакомить ребенка с правилом, либо предъявлять требование необходимо тогда, когда у него хорошее настроение. В спокойном состоянии ребенок лучше воспринимает информацию. Если ребенок тревожен, то лучше дать ему время успокоится.
Технология соблюдения правил:
• Правила необходимо вводить постепенно, системно и поэтапно;
• Правила должны быть четкими, ясными, понятными для ребенка;
• Правила необходимо обыгрывать (ребенком или воспитателем);
• Правила желательно вводить в начале года;
• Правила необходимо время от времени повторять;
Использование плакатов, иллюстраций, отображающие требования будут способствовать эффективности групповых правил.
Правила, используемые вгруппе, помогают ребенку в развитии саморегуляции, способствуют формированию произвольного поведения; обеспечивают безопасность ребенка; помогают воспитателю в организации детей, экономят время; помогают предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предвидеть поведение детей.
Таким образом, системно и гибко применяемые правила способствуют, как формированию комфортного, здорового коллектива (предотвращают «психологический сквозняк» в группе, так и развитию гармоничной личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015.
3. Никишина И. В. Мастер класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии – М. : Планета, 2013.