Прияцелюк Карина
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать
Тема проекта
«Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования универсального дидактического материала»
Цель:
Формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера) во всех видах непосредственно-образовательной деятельности.
Публикация «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Развивать произвольное внимание дошкольников в различных видах деятельности, используя логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Разработать систему педагогической деятельности с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие произвольного внимания и познавательной активности.
Задачи:
Развивать умение свободно общаться с взрослыми и со сверстниками по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, в том числе и по поводу игр, упражнений, придуманных и составленных самими детьми.
Развивать самостоятельность, инициативу, творчество.
Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных играх с данным материалом, в поиске решения задач разных видов, стремлению развития игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.
Ожидаемый результат :
Созданы оптимальные условия в организации образовательного процесса для развития произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)
Высокий уровень внимания увеличился на 35% : повысился уровень концентрации внимания на 26%, продуктивности и устойчивости на 21%, объем внимания на 43%. снизился уровень гиперактивности, импульсивности до 11%, повысился уровень концентрации внимания до 12%, 65% детей овладели приёмами психомышечной релаксации.
Родители активно принимают участие в мероприятиях группы, заинтересованы домашней игротекой, повышен уровень компетентности в данном вопросе.
Совместно с родителями изготовлены игровые пособия для игр с блоками и палочками.
Реализация проекта предполагает соблюдение следующих условий:
учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого
ребенка;
индивидуальный подход;
объединение усилий и координация деятельности детского сада с
семьей;
динамичность результата.
В ходе реализации проекта используются следующие формы работы :
С детьми:
Специально-организованная деятельность с использованием универсального дидактического материала;
индивидуальная работа;
досуги и развлечения;
участие в городских конкурсах, мероприятиях;
открытые занятия, выступления перед родителями и педагогами.
Оказание платной дополнительной образовательной услуги по коррекции внимания и поведенческих расстройств у детей 5-7 лет.
С родителями:
анкетирование;
беседы с родителями о развитии свойств внимания ребенка;
консультации, выступления на родительских собраниях;
участие родителей в праздниках, развлечениях, досугов;
совместное изготовление игровых пособий для игр с блоками и палочками
С педагогами:
выступления на педагогических советах ДОУ, ГМО учителей-дефектологов, консультации для педагогов;
мастер-класс для педагогов детского сада;
совместное планирование самостоятельной игровой деятельности.
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации интеллектуальной деятельности всех участников образовательного процесса.
Средства обучения.
Среди средств немаловажную роль играют:
технические средства обучение: мультимедиа, использование
видеоматериалов;
наглядно-дидактический материал, демонстрационный материал;
раздаточный материал;
комплекты наглядного дидактического материала;
оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
методические пособия для дефектолога детского сада, в которых
раскрывается сущность работы по формированию внимания у детей в каждой возрастной группе;
развивающая среда с подбором дидактических игр и упражнений;
учебно-познавательные книги для работы с детьми в условиях
семьи.
Решение задач деятельности обозначенной в проекте осуществляется через специально-организованную деятельность, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, на которых используются элементы развивающего обучения в игровой форме, в ходе которых осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование произвольного внимания каждого ребенка.
Теоретико-методологические основы проектасоставили научные положения: о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, классическая система сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель); моделирование, как средство знаковой деятельности (Л. А. Венгер, Г. А. Глотова, Н. Г. Салмина).
В проекте отобраны наиболее эффективные для этой категории детей коррекционные технологии, разработанные с опорой на методические рекомендации к программе «Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе», под ред. С. Г. Шевченко и «Детство» В. И. Логиновой и др., с учетом использования следующих педагогических материалов:
«Воспитание сенсорной культуры» Л. А. Венгер.
«Диагностика и коррекция внимания» А. А. Осиповой, Л. И. Малашинской.
«Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайловой.
Практическая значимость проекта: система работы по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, которая включает в себя работу с родителями (консультации, родительские собрания, выставки, досуги); с воспитателями (консультации, открытые просмотры мероприятий, круглый стол); с детьми (комплекс непосредственно образовательной деятельности, игры, викторины, праздники)
Инновационная направленность педагогического опыта заключается в следующем:
использование технологий развивающего обучения (логических
блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) в игровой форме в непосредственно-образовательной деятельности: области «Познание» и «Коммуникация»;
формирование у детей свойств внимания через активное
сотрудничество всех участников образовательного процесса;
применение новых форм взаимодействия с семьёй по формированию
произвольного внимания, включающих вопросы использования универсального дидактического материала не только в детском саду, но и дома.
Новизна заключается в комплексном подходе к организации деятельности всех заинтересованных сторон в ходе реализации проекта: педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, имеющими ЗПР, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы формирования внимания дошкольников; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей деятельности, а не только во время специально организованных форм работы.
Особенности развития внимания у дошкольников
с задержкой психического развития
Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Произвольное внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план.
Формирование произвольности внимания происходит под руководством взрослых и имеет огромное значение для дальнейшего обучения в школе. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях Л. И. Переслени, Г. И. Жаренкова, В. А. Пермякова, С. А. Домишкевич и др. отмечаются следующие особенности внимания детей с ЗПР :
1. Неустойчивость (колебания) внимания.
2. Сниженная концентрация.
3. Снижение объема внимания.
4. Сниженное распределение внимания.
Основной целью моей работы является обеспечение равных стартовых возможностей выпускников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР при поступлении в общеобразовательную школу.
Вопросы развития внимания дошкольников меня интересовали в течение нескольких лет. Данную проблему я рассматривала в различных аспектах. Особый интерес у меня вызывали дети с СДВГ. Это привело к созданию проекта «Лесенка-чудесенка», в котором рассматривались проблемы формирования произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля посредством системного подхода к коррекции психического развития ребенка 5-7 старшего дошкольного возраста с СДВГ.
Проект внедрялся в течение двух лет (2008-2010г.) и показал положительную динамику, я убедилась в правильности выдвинутого мною предположения. Это привело меня к продолжению работы над проблемой развития внимания у детей дошкольного возраста и к созданию педагогической технологии по развитию произвольного внимания у детей с ЗПР «Игралочка-занималочка».
В данной технологии игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера способствуют развитию у ребенка с ЗПР умения принимать постепенно усложняющие инструкции, удерживать их на протяжении всего занятия. Дошкольники с помощью обучающих игр овладевают навыками самоконтроля, произвольной концентрации внимания, не говоря уже о важнейших знаниях, необходимых для успешной подготовки к школе.
Прежде чем перейти к описанию механизма деятельности по реализации педагогической технологии «Игралочка-занималочка», хотелось остановиться на данном универсальном материале.
«Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, как средство формирования произвольного внимания у детей с задержкой психического развития»
Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Они позволяют моделировать множество с заданными свойствами, например, создавать множество красных блоков, квадратных блоков и др. Далее детям раскрывают более сложные операции над множеством. Играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. В то же время развивается концентрация внимания на объекте.
Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных палочек сечением 1см. и длинной 1,2,3-10см. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Место дидактической игры в структуре специально-организованной деятельности определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления.
Коррекционно-развивающая игра с данным универсальным дидактическим материалом имеет две цели. Одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок.
Детям с ЗПР трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Использование технологий направленных на развитие и формирование определенного спектра знаний и умений, в игровом содержании позволяет поддерживать внимание старших дошкольников на достаточно высоком уровне. В этом и заключается универсальность использования данного дидактического материала.
Логические упражнения с данным материалом используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения с целью развития умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Таким образом, освоение игр с данным материалом формирует у детей с ЗПР устойчивость внимания, повышает работоспособность, целенаправленность деятельности, оказывает положительное влияние на мыслительную деятельность, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни.