Натали Свиридова
Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Свиридова Наталья Сергеевна
cтарший воспитатель
1 квалификационной категории
Компетентностный подход к профессиональной деятельности становится ведущим в модернизирующейся образовательной системе. Преимущества этой парадигмы связаны с тем, что критериями профессионализма работника выступают профессиональные компетенции, которые становятся показателем качества подготовки педагога. [3]
Публикация «Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада» размещена в разделах
Для успешной работы с детьми сегодня необходим педагог с уже сложившимся профессиональным опытом, умением творчески мыслить, анализировать и планировать деятельность, нести ответственность за результат. В этих условиях возникает необходимость формирования у воспитателя специальных профессиональных компетенций.
В научной литературе компетенция рассматривается : как образовательный результат, выражающийся в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами, как в традиционных, так и нестандартных ситуациях;
- заранее заданное социальное требование к образовательному результату, необходимому для эффективной деятельности в определенной сфере (А. В. Хуторской);
- образовательный результат, представленный интеграцией навыковой и интеллектуальной его составляющих и применение его в деятельности (Э. Ф. Зеер и др.);
- интегрированное качество, характеризующее способность человека реализовывать свой потенциал для решения профессиональных задач
(Ю. Г. Татур);
- «содержание» компетентности : знания, умения, опыт, благодаря которым личность проявляет компетентность в деятельности (Д. Г. Арсеньев и др.).
И разных сферах деятельности личности насчитывается большое количество разных компетенций, поэтому в научной литературе существуют разные взгляды и основания для их классификации (Л. С. Белкин, В. М. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя и др.).
Французский политический деятель и Ж. Делор сформулировал следующие компетенции личности : научиться познавать, делать, жить вместе, жить.
На симпозиуме в Берне (1996) эти компетенции были конкретизированы как пять ключевых, которые должны приобрести мо-лодые европейцы для успешного взаимодействия с социумом:
— политические и социальные компетенции;
— компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;
— относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
— связанные с ростом информатизации общества;
— способность учиться на протяжении всей жизни в контексте как профессиональной, так и социальной жизнедеятельности. [1]
Согласно Европейской системе квалификаций, необходимых для полноценной жизнедеятельности личности, выделяют:
— когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также скрытые знания;
— функциональную компетенцию (умения, а именно то, что индивид должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;
— личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
— этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей. [4]
Классификация компетенций, представленная И. А. Зимней, обобщает разные направления деятельности человека и состоит из нескольких блоков:
— компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (здоровьесбережение, гражданственность, ценностные ориентации и др.);
— компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (все виды общения и социального взаимодействия);
— компетенции, относящиеся к деятельности человека (разные виды деятельности — игра, учение, труд, познавательная деятельность, компетенции информационных технологий и др.) [5].
В. И. Байденко предлагает классифицировать компетенции в связи с ориентацией личности на готовность и способность к эффективной жизнедеятельности:
— общие компетенции (социальное взаимодействие, системно деятельностные, самоорганизация и самоуправление, ценностно-смысловые и политико-правовые, самостоятельная познавательная дея-тельность);
— профессиональные компетенции (экономические, включающие способность к предпринимательскому поведению; общенаучные, выражающие готовность к конструктивному использованию знаний, методов и технологий; общепрофессиональные, составляющие круг способностей индивида к использованию теоретических основ профес-сиональной деятельности; специальные, выражающие профессиональный профиль индивида);
— академические компетенции (владение терминологией и методологией в определенной сфере знаний) [2].
А. В. Хуторской, основываясь на целях общего образования, структурном представлении социального опыта личности, а также основных видах деятельности обучающегося, предлагает следующую классификацию образовательных компетенций, сформированность которых гарантирует саморазвитие личности на протяжении всей жизни:
- ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами;
- общекультурные;
- учебно-познавательные;
- информационные, обеспечивающие навыки деятельности ученика по отношению к информации;
- коммуникативные, которые включают знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе;
- социально-трудовые, означающие владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности;
- компетенции личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития [9].
Таким образом, пользуясь обобщенной системой классификации И. А. Зимней и содержанием образовательных компетенций, определяемых А. В. Хуторским, можно выделить классификацию компетенций воспитателя, соответствующую видам его деятельности, как личности и профессионала :
- личностный блок - компетенции, направленные на совершенствование, здоровьесбережение, как в физическом, так и духовном смысле, ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами, общекультурные компетенции;
- когнитивный блок - учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, обеспечивающие навыки деятельности индивида по отношению к информации, готовность к обучению в течение всей жизни;
- социально-коммуникативный блок — компетенции, связанные со знанием способов взаимодействия с окружающими, владение письменной и устной речью, навыки работы в команде, умение руководить и подчиняться, находить решение в нестандартных ситуациях, социальная адаптация в обществе;
- профессиональный блок — компетенции, позволяющие достичь успеха в профессиональной сфере, обеспечивающие адекватность выполнения профессиональной деятельности.
Профессиональный блок, в свою очередь, можно разделить на общепрофессиональные компетенции, необходимые для всех представителей педагогической профессии, специальные (по профилю специальности) и организационные, включающие проективные и аналитические способности по отношению к профессиональной деятельности. Однако профессиональные компетенции не могут быть сформированы в некоем чистом виде. Они интегрируют и обобщают в своем содержании когнитивные, коммуникативные и личностные компетенции.
Очевидно, что наряду с основными для педагогической деятельности чертами деятельность воспитателя обладает некоторыми отличительными особенностями, обусловленными спецификой дошкольного образования, среди которых выделяются следующие:
- основная задача педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста — развитие ребенка;
- образовательный процесс и взаимодействие педагога с ребенком происходит в течение всего дня, поэтому результаты в значительной мере зависят от уровня профессиональной подготовки и целостности личности педагога;
- одно из основных направлений в работе педагога в дошкольном образовании — это организация и руководство различными видами, детской деятельности : игровой, трудовой, двигательной и др., — что требует особых умений [8].
Л. Г. Семушина, разработавшая профессиограмму воспитателя детского сада, на основе анализа содержания педагогической деятельности выделила его основные функции [6] :
- охрана жизни и здоровья детей;
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- осуществление воспитательно-образовательного процесса;
- организационно-хозяйственная функция;
- педагогическое просвещение родителей;
- самообразование.
Создание условий для развития детей становится одной из основных функции воспитателя и не имеет отношения к хозяйству. Имеется в виду организация деятельности детей, в том числе игровой, двигательной, художественной, трудовой и др. Очень важна самостоятельная, спонтанная
деятельность, общение, а также организация предметно-пространственной среды, необходимой для развития ребенка с учетом его индивидуальных потребностей. Это сможет организовать педагог, у которого сформированы особые специальные компетенции.
Применительно к деятельности педагога дошкольного образования Т. А. Сваталова считает целесообразным выделение следующих профессиональных компетенций [7] :
- коммуникативная компетенция — навыки педагогического общения, а также общее умение понимать других — детей, педагогов, родителей;
- информативная компетенция — умения и навыки работы с различными источниками информации, умения адаптировать их к задачам обучения;
- методическая компетенция — отбор наиболее эффективных способов профессиональной деятельности, владение аналитическими, прогностическими и проектировочными способами деятельности;
- развивающая компетенция — теоретические и практические представления о способах развития субъектной позиции ребенка, способах поддержания внимания, контроля и коррекции хода деятельности детей;
- ориентационные компетенции — направленные на формирование морально - ценностных установок воспитанников;
- мобилизационная компетенция — теоретические и практические представления о способах активизации деятельности детей.
Хочется отметить, что воспитатель должен научиться развиваться сам, оценивать достижения детей, как результат своей деятельности, соблюдать педагогический этикет в общении со всеми участниками образовательных отношений, иметь глубокие знания не только в дошкольной педагогике, психологии и методике, но и разбираться в общих вопросах. Только такой воспитатель может организовать полноценное образовательное пространство, где взаимодействуют педагоги, дети, родители.
Анализ требований к воспитателю, содержащихся в документах последних лет, показал, что набор и содержание профессиональных компетенций воспитателей в разных нормативных документах примерно один и тот же. Обобщив содержание, условно их можно разделить на несколько групп:
-компетенции, связанные со способностями в общении и коммуникации;
- компетенции саморазвития, готовности к использованию адекватных методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
- компетенции готовности к деятельности в неожиданных ситуациях, использование опыта в новых условиях;
- компетенции готовности к планированию и прогнозированию результатов работы с детьми дошкольного возраста;
- компетенции, связанные с готовностью педагога к диагностике и анализу результатов деятельности;
- компетенции готовности использования информационных технологий для саморазвития, работы с детьми и общения с родителями и коллегами.
Учитывая вышесказанное, проведенный анализ и обобщение научных исследований позволили рассмотреть структуру, выделить основания для классификации, определить содержание профессиональных компетенций воспитателей, необходимых для реализации программ дошкольного образования на современном этапе.
Содержание профессиональных компетенций, необходимых воспитателю дошкольного образования
Компетенция Содержание
1 2
Коммуникативная Готовность к осуществлению психолого-педагогической поддержки семей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста. К личностно-развивающему взаимодействию со взрослыми и детьми с позиции сотрудничества. К осуществлению социально-коммуникативного и речевого развития детей.
К работе в команде с другими сотрудниками образовательной организации
Когнитивная Готовность к работе по формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
К работе по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста. К непрерывному саморазвитию
Мобилизационная Готовность к поддержке инициативности и самостоятельности ребенка.
Работать с детьми с разными образовательными потребностями, возможностями здоровья, в том числе в инклюзивных группах.
Использовать недирективные методы помощи ребенку в сложной ситуации.
К осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях обновления образования, нестандартных педагогических ситуациях и др.
Проективно-прогнастическая Готовность к работе по созданию индивидуальных маршрутов развития детей с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.
Способность к планированию деятельности детей с учетом создания условий для свободного выбора деятельности, развития образовательной среды.
Список используемых источников:
1. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации. – Екатеринбург, 2009.
2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вызов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - Москва,2006.
3. Волобуева Л. М. Подготовка педагогов дошкольного профиля в условиях уровневого высшего образования. Москва, 2011.
4. Европейская система квалификаций [Электронный ресурс] : март 2013. Режим доступа https://www.uchni.com.ua/informatika//8272/index.html.
5. Зимняя И. А. Ключевые копметенции- новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня №5, 2003.
6. Начипорюк Е. А. Доверие к себе как условие профессиональной самореализации воспитателей дошкольных образовательных организаций. Ростов - на Дону, 2014.
7. Сваталова Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования. Челябинск,2009.
8. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Интернет – журнал «Эйдос» 2005. 12 декабря https://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.