Надежда нестерова
Формирование привычек здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Говорить всерьез о воспитании привычек здорового образа жизни у детей младшего возраста, наверное, рановато. В этом возрасте ребенок генетически запрограммирован на заботу о нем со стороны взрослых. Предпосылками зарождения полезных привычек станут все возрастающие самостоятельные действия ребенка по уходу за собой. Поэтому особенно большое значение имеет организация бытовой деятельности в яслях и дома.
А теперь о том, как формировать полезные привычки.
Публикация «Формирование привычек здорового образа жизни» размещена в разделах
Туалет носа. Заключается эта процедура в том, что ребенок смачивает носик, высмаркивает его, поочередно зажимая каждую ноздрю, затем еще раз промывает ноздри водой. Перед выходом на прогулку он совершает еще и такое действие: смазывает нос оксолиновой мазью, или намыливает детским мылом. Отоларингологи считают, что эта процедура является 50%-ной гарантией от аденовирусных инфекций.
Носовые платки должны быть и в групповой, и в верхней одежде. Необходимо приучать детей правильно пользоваться носовым платком. Он должен быть достаточно большим (для малышей удобнее мужской носовой платок, чем детский). Высмаркиваться нужно в платок, сложенный в два слоя, а при кашле и чихании – в четыре.
Полоскание рта и чистка зубов.
Щетка пригодна к употреблению не более трех месяцев, после чего ее надо поменять. Нужно приучать ребенка следить за щеткой. Перед употреблением он ее моет, после чистки зубов моет еще раз и тщательно намыливает мылом, что доставляет ему большое удовольствие. Вообще об удовольствии следует сказать особо.
Это очень важный момент в воспитании у детей привычек здорового образа жизни. Алгоритм действий в этом направлении таков: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.
Умывание. Очень важно приучить ребенка к воде, иначе потом будут проблемы с закаливанием. Обучая умыванию, сначала предложите ребенку выполнять действия самостоятельно. Не стоит, как это часто делают взрослые, самим умывать его. Если малышу трудно (из за несовершенства координации движений, то покажите ему, как нужно умываться, разделив процедуру на несколько операций. И все же, если без вашей помощи не обойтись, спросите у него разрешения: «Могу я тебе помочь умыться?»
Чтобы тщательно вымыть руки после прогулки можно предложить следующее: налить в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел (лаванда, например, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают горячую лечебную ванну. Ручная ванна не менее эффективна, чем ножная. Кстати, от прогревания рук и нос дополнительно прочищается. При манипуляции в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купанием игрушек», ребенок моет руки уже под краном. Длительность горячей ванны регулируется взрослыми и не превышает 3-5.
Совершение туалета.
Ребенок должен уметь аккуратно пользоваться горшком, придерживая его, когда садится и когда встает. Также нужно научить ребенка пользоваться туалетной бумагой. С двух лет можно приучать детей к унитазу. Унитазы должны иметь специальные детские сиденья и подставку.
Самостоятельность в приеме пищи. При обучении самостоятельной еде важно показать, сколько пищи нужно набирать в ложку, как открывать рот и класть туда еду с ложки. Обратите внимание, что некоторые дети засовывают ложку в рот. Этого допускать не следует. Если ребенок устает есть сам, то его докармливают. При этом надо предлагать ребенку самостоятельно есть хлеб, который он держит в левой руке. Не стоит подавать ребенку хлеб, столовые приборы, салфетку. Пусть берет их сам. Во время еды нужно разговаривать с ребенком, пояснять все действия, называть блюда и их признаки («компот сладкий, селедочка соленая, яблоко круглое»). Не называйте только сразу много качественных признаков, а то ребенок начнет путаться в качественных определениях и в результате перестанет обращать внимание на слова взрослого. Разговор с детьми во время еды должен быть конкретен и доступен по используемым понятиям.
В случае, если ребенок заигрался, надо, не прерывая его игры, предложить отправить игрушку «покушать». Для этого накрыть игрушечный стол. Если это машинка, то «отправить ее на бензозаправку». «Не будем мешать мишке, он большой, сам лапки помоет и сам покушает, и тебя подождет. Пойдем и мы с тобой поедим».
Нужно обратить внимание на тот факт, что самое важное в этом возрасте – научить детей правильно жевать и тщательно пережевывать пищу, не торопиться, не заглатывать ее.
Одевание. Проблемы с обучением одеванию и раздеванию во многом зависят от того, какая у ребенка одежда. Поэтому весь гардероб, в котором он будет ходить в ясли, необходимо заранее посмотреть и выбрать одежду, наиболее пригодную для развития самостоятельности малыша. Не секрет, что она бывает неудачной. Например, застежки и молнии сзади, тонкие завязки, маленькие дырочки для шнурков, малый объем. Ребенок пытается одеваться сам, но все эти трудности его утомляют, он начинает надеяться на помощь взрослых, теряя уверенность в своих силах. Взрослые, естественно приходят ему на помощь, но это шаг назад в развитии ребенка. При самостоятельных действиях у детей быстрее разрабатываются автоматизмы ведущей руки, моторика кистей и пальцев, координация движений.
Рекомендуется пришивать меточки (яркую полоску ткани) на штаны, джемпера без пуговиц, колготки, трусики, чтобы малышу на первых порах было легче ориентироваться, где у одежды зад, а где перед.
Расчесывание волос. Приучать ребенка расчесывать волосы нужно как можно раньше. У ребенка должна быть индивидуальная расческа с редкими тупыми зубьями и специальное место для ее хранения. Расчесываться малыш должен сам, стоя перед зеркалом. Расчески нужно мыть еженедельно горячей проточной водой после предварительного замачивания в мыльно-содовом растворе. Меняют их, как и зубные щетки, 3-4 раза в год.
Какой же политики придерживаться, чтобы отучить ребенка от вредных привычек? Прежде всего, принять его таким, каков он есть, не бороться с ним, не принуждать чему-либо. Родителям и воспитателям нужно обязательно договориться о совместных действиях и придерживаться совместных требований. Не стоит за все привычки браться сразу. Не спешите. Отучили от одной, принимайтесь за другую. Важным фактором является повышение степени самостоятельности ребенка и активное формирование у него полезных привычек. Они постепенно вытесняют, замещают вредные.