Светлана Швецова
Формирование предпосылок прединженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. И поэтому выросла потребность высококвалифицированных кадров, в частности с инженерным образованием. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку: «исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации». Вырастить такого инженера (высококвалифицированного специалиста) возможно, если начать его обучение и подготовку не в вузе, а значительно раньше – начиная уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольный возраст – это важный период развития всех психических функций: речи, эмоций, движений, всех видов мышления, в том числе и инженерного.
Публикация «Формирование предпосылок прединженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у школьников» размещена в разделах
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.
Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
В нашем саду уделяется большое внимание конструктивной деятельности воспитанников. За последнее время развивающая среда сада значительно пополнилась и обновилась современными конструкторами. И я, стараясь идти в ногу со временем, ищу применение этим средствам обучения: пересматриваю план образовательной деятельности по конструированию, стараясь включить новое оборудование, в совместную и самостоятельную деятельность детей, такие как:
- магнитный деревянный конструктор (этот вариант конструктора помогаем работать над качеством построек, ее аккуратностью); (слайд 2)
- крупный пазловый пластиковый конструктор (помогает в работе в отношении пространственной координации); (слайд 3)
- мелкий пазловый конструктор SET «Ферма» и «Зоопарк» (слайд 4);
- лего (мелкий) (Развитие мелкой моторики рук); (слайд 5)
- конструктор KORBO 320 и 430 (направлен на раннее развитие у детей понимания основ физики и законов механики. Отличительной особенностью такого набора является то, что в собранном виде игрушка может передвигаться или вращаться за счет взаимодействия шестеренок); (слайд 6)
- конструктор CLICS; (слайд7)
- конструктор «Техно» (пластмассовый, крупный) (слайд 8)
Для развития у детей своей группы интереса к конструктивной деятельности использую в работе разные формы организации обучения детей конструированию : (слайд 9)
- конструирование по образцу,
- по модели,
- по условиям,
- по простейшим чертежам и схемам,
- по замыслу,
- по теме.
Проанализировав имеющийся план образовательной деятельности по конструированию, учитывая современные возможности конструкторов, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей и на то, что в моей группе 2/3 состава детей, это мальчики, внесла некоторые изменения в него.
В начале учебного года (1 занятие в сентябре) по плану выполняем постройки на тему «Грузовой транспорт», из знакомого детям деревянного конструктора, рассматривая образцы, называем основные части грузовой машины, повторяем названия деталей, но и тут есть элемент усложнения, дети выполняют свои постройки по условию, например из других деталей, этим самим дети подходят к выполнению задания творчески, индивидуально) (слайд 10).
А вот на следующих 2 занятиях ввожу в работу конструктор «CLICS» (но до этого предлагаю детям по маленьким подгруппам, в совместной деятельности выполнение построек предметов мебели «Стол и стул» на основе куба, так происходит знакомство с этим видом конструктора, с его деталями, их названиями, возможными соединениями, а вот первую постройку в организованной деятельности дети выполняют «Утку», постройка выбрана не сложная. Рассматривается (обсуждается) технологическая карта и придерживаясь ее, выполняется постройка. А на следующем занятии - 4, из этого же конструктора дети выполняют постройку «Машина с флагом», она сложнее, включает большее количество деталей, вводится понятие «оси» (креплением подвижных деталей). (слайд 11)
В дальнейшем постройки усложняются, и дети конструируют из этого конструктора «Простой самолет, катер, парусник». В некоторых работах предусматривается работа в парах, дети вместе выполняют каждый свою часть постройки, а затем, соединяя их между собой, получают общую постройку (слайд 12).
У трети детей и в первую очередь воспитанников логопедической группы мелкая моторика развита слабо, поэтому из 36 занятий в год по конструированию 11 посвящено ручному труду из бумаги и их решено было оставить без изменений.
Важную роль в успешности образовательного процесса занимает взаимодействие с родителями. В группе организуем выставки детских построек из разных видов конструкторов, что дает возможность показать успехи детей, какие пособия имеются в саду. Родители оживленно рассматривали и обсуждали детские работы, а потом интересовались тем или иным конструктором, для приобретения подобных домой. А позднее уже дети сами хвастались, что у них дома есть такой же конструктор. На родительском собрании родительский комитет вынес предложение приобрести в группу магнитный конструктор (магнитные пластиковые фигуры квадратной и треугольной формы, тем самым пополнить РППС группы.
Оценивая для себя промежуточные результаты проведенной работы, могу отметить то, что у детей повысился интерес к деятельности с разными видами конструкторов, в том числе и с мелкими деталями, более успешно теперь выполняют постройки по образцу, видоизменяют их, учатся работать по схемам или техническим картам, слаженно работают в парах. А некоторые дети проявили себя в этой сфере деятельности особенно заинтересованными, что позволит уже порекомендовать их на следующий год на кружок «Робототехники».
Таким образом, играя разными видами конструкторов ребенок имеет возможность: экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, планировать создание своих построек, а в результате всего этого развивается ряд качеств, необходимых будущему инженеру, таких как способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, творческое мышление, способность к самостоятельным видам работы.
Поэтому работа в этом направлении на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.