Нина Бабанакова
Формирование предпосылок к функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предпосылок к функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Президент Российской Федерации поставил перед системой образования России очень серьезную задачу. Он считает, что система образования России вполне может войти к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. И, конечно, мы с вами, педагоги, руководители образовательных организаций не можем оставаться в стороне от этого процесса. Очень важной жизненной ценностью является овладение детьми функциональной грамотностью. Что же это такое?
Публикация «Формирование предпосылок к функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Функционально грамотный человек - по определению А. А. Леонтьева, это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки, чтобы решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность младшего школьника - по определению во ФГОС начального общего образования, это способность решать учебные задачи и жианенные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредмечных и универсальных способов деятельности. Эта способность подразумевает овладение ключевыми компетенцияи, которые составляют основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимса миром и дальнейшему успешному образованию.
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
• Готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
• Возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-эстетическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• Совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовому развитию; умению прогнозировать свое будущее.
В дошкольном детстве мы можем только формировать предпосылки функциональной грамотности. Почему же этот вопрос имеет огромное значение на современном этапе развития общества именно в дошкольном возрасте, почему необходимо уделять этому особое внимание?
Формирование у дошкольников функциональной грамотности – одно из четырех стратегических направлений национального проекта «Образование». Сформированность функциональной грамотности – ключевой показатель качества образования, потому что функционально грамотный человек способен действовать на основе принятых в обществе норм, правил, инструкций, решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в рамках своих социальных функций
Функциональная грамотность должна уже быть знакома детям в 6-7 лет. Как мы знаем, именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики, а это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Наша окружающая действительность, современный мир стали гораздо сложнее, многограннее, намного быстрее изменяющимся, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. И в этой стремительно развивающейся действительности требуется особый подход в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, новых сфер экономики и, конечно же, это связано с социально-психологическими изменениями самого человека. Для повышения качества образования должны быть задействованы все этапы образования, начиная с дошкольного.
Задача педагога не только дать знания и умения, но и научить применять эти знания на практике. В этом и заключается формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном детстве – уметь применить в повседневной, окружающей действительности полученные знания и опыт. Для формирования функциональной грамотности целесообразно использовать эффективные педагогические практики такие, как:
• создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности;
• приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;
• учение в общении, или совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах;
• поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты; - оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само - и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др
Для реализации поставленных целей и применения на практике формирований предпосылок у детей дошкольного возраста функциональной грамотности педагогам дошкольного учреждения рекомендовано пройти повышение квалификации в данном направлении. Ведь грамотный подход и успешность в этом умении - это гарантия становления самостоятельной, активной, развивающейся личности в будущем.
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
3. Савченко М. В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы