Папки-передвижки

Формирование предпосылок к функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Нина Бабанакова
Формирование предпосылок к функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование предпосылок к функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Президент Российской Федерации поставил перед системой образования России очень серьезную задачу. Он считает, что система образования России вполне может войти к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. И, конечно, мы с вами, педагоги, руководители образовательных организаций не можем оставаться в стороне от этого процесса. Очень важной жизненной ценностью является овладение детьми функциональной грамотностью. Что же это такое?

Публикация «Формирование предпосылок к функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Функционально грамотный человек - по определению А. А. Леонтьева, это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки, чтобы решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность младшего школьника - по определению во ФГОС начального общего образования, это способность решать учебные задачи и жианенные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредмечных и универсальных способов деятельности. Эта способность подразумевает овладение ключевыми компетенцияи, которые составляют основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимса миром и дальнейшему успешному образованию.

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

• Готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

• Возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-эстетическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• Совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовому развитию; умению прогнозировать свое будущее.

В дошкольном детстве мы можем только формировать предпосылки функциональной грамотности. Почему же этот вопрос имеет огромное значение на современном этапе развития общества именно в дошкольном возрасте, почему необходимо уделять этому особое внимание?

Формирование у дошкольников функциональной грамотности – одно из четырех стратегических направлений национального проекта «Образование». Сформированность функциональной грамотности – ключевой показатель качества образования, потому что функционально грамотный человек способен действовать на основе принятых в обществе норм, правил, инструкций, решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в рамках своих социальных функций

Функциональная грамотность должна уже быть знакома детям в 6-7 лет. Как мы знаем, именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики, а это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Наша окружающая действительность, современный мир стали гораздо сложнее, многограннее, намного быстрее изменяющимся, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. И в этой стремительно развивающейся действительности требуется особый подход в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, новых сфер экономики и, конечно же, это связано с социально-психологическими изменениями самого человека. Для повышения качества образования должны быть задействованы все этапы образования, начиная с дошкольного.

Задача педагога не только дать знания и умения, но и научить применять эти знания на практике. В этом и заключается формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном детстве – уметь применить в повседневной, окружающей действительности полученные знания и опыт. Для формирования функциональной грамотности целесообразно использовать эффективные педагогические практики такие, как:

• создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности;

• приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;

• учение в общении, или совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах;

• поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты; - оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само - и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др

Для реализации поставленных целей и применения на практике формирований предпосылок у детей дошкольного возраста функциональной грамотности педагогам дошкольного учреждения рекомендовано пройти повышение квалификации в данном направлении. Ведь грамотный подход и успешность в этом умении - это гарантия становления самостоятельной, активной, развивающейся личности в будущем.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

3. Савченко М. В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок к функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2023 в 05:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок к функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Бабанакова (УИ 247507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД