Пищулина Оксана
Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольника
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, одной из составляющих которой является формирование экономической культуры личности дошкольника. Она включает в себя финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Это такие качества как бережливость, деловитость, ответственность, сила воли и другие. Формирование этих качеств личности в прямой степени влияют на успешность принимаемых взрослым человеком решений в будущем, но их нужно начинать закладывать с детства.
Публикация «Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольника» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Для формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста проводится огромная работа. Данные мероприятия позволяют способствовать формированию у детей представления о товарно-денежных отношениях, воспитывают уважение к людям разных профессий, а также способствуют позитивной социализации дошкольников.
В нашей группе проведен цикл занятий. Например, занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов». В игровой форме, с героиней Монеткой из волшебной страны Финансов познакомились с историей возникновения денег, денежными купюрами разных стран и современными способами оплаты покупок, узнали, что такое семейный бюджет и на что его тратят родители, а так же провели викторину по сказкам и мультфильмам, где герои продают, покупают и обменивают различные товары.
К детям за помощью обратилась героиня Монетка. (Слайд 2) Она рассказала, что живет в стране Финансов, где правит королева Копилка. Все жители страны дружные и веселые. (Слайд 3) Однажды в их страну прилетела злая колдунья и украла королеву Копилку, оставив послание. В послании говорилось, что это она похитила королеву Копилку, а она распалась на части. Чтобы спасти королеву нужно собрать все части, которые колдунья отдаст за правильно выполненные задания. (Слайд 4)
В ходе занятии дети совершили путешествие в далекое прошлое, когда люди еще не знали про деньги. (Слайд 6) Для того, чтобы получить желаемый товар, древние люди обменивались или выкупали продукт, например, за ракушки, шкуры, рыбу, соль, янтарь и т. д. (Слайд 7,8) Но не всегда обмен был равноценным, и люди задумались о деньгах. (Слайд 9) Древние деньги сначала делали из камня (Слайд 10), потом из металла. (Слайд 11)
В разных странах и деньги разные. (Слайд 12) Детям было предложено рассмотреть современные деньги нашей страны. Они узнали, что деньги могут быть наличные и безналичные. (Слайд 13,14,15)
После дети играли в дидактическую игру «Собери целое», где из разрезанных частей собирали купюры разного достоинства.

В ходе игры «Для чего нужны деньги?», дети называли расходы и доходы в их семье, познакомились с понятием «семейный бюджет». (Слайд 16)


Дети с удовольствием разгадывали загадки на тему финансов, выбирая монетки с загадками на денежном дереве. (Слайд 18-23)

Затем провели викторину по сказкам и мультфильмам, где герои продают, покупают и обменивают различные товары. (Слайд 24-28)
За правильно выполненные задания, дети получали осколки от копилки, к концу занятия копилка была собрана, колдунья сняла чары и Королева Копилка вернулась в свою страну. (Слайд 29)
