Екатерина Малышева
Формирование правил личной гигиены через просмотр мультфильмов
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Формирование правил личной гигиены через просмотр мультфильмов»
В наше время существует множество факторов воспитания культуры здоровья, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий и находиться в активной разнообразной медиа-среде, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.
Публикация «Формирование правил личной гигиены через просмотр мультфильмов» размещена в разделах
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
• расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
• показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
• формируют оценочное отношения к миру, развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
• развивают эстетический вкус;
• мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Мультфильм, по моему мнению, является эффективным воспитателем от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, то мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
(2 Слайд) Таким образом, актуальность моей темы состоит в использовании мультфильмов в комплексном решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формировании гигиенических навыков и умений.
Цель моего опыта - развитие культурно-гигиенических навыков и умений у воспитанников через внедрение мультфильмов в совместную образовательную деятельность детей и взрослых.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
• внедрить мультфильмы в организацию образовательного процесса;
• просвещение родителей по вопросам использования мультфильмов;
• формировать базовые представления у детей младшего дошкольного возраста о культурно-гигиенических навыках;
• создать картотеку мультфильмов, обеспечивающую мотивацию у дошкольников к оздоровлению своего организма.
Успешное формирование основ личной гигиены у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
(3 Слайд) Для начала использования мультфильмов в педагогическом процессе я провела анализ условий в ДОУ, своей группе, который показал: наш детский сад, в т. ч. и наша группа имеет определённую материально-техническую базу для использования мультипликационных фильмов – ноутбук, видеопроектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, подбор мультфильмов.
Затем я провела анализ мультфильмов для использования их в физическом, познавательном, социально - коммуникативном развитии воспитанников и создала каталог. Я старалась подобрать такие мультфильмы, где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами норм культурно-гигиенических навыков.
Надо отметить, что тематика мультфильмов по формированию правил личной гигиены разнообразна. Учитывая это, я определила несколько групп мультфильмов по формированию культурно-гигиенических навыков :
(4 Слайд) 1 группа. Формирование навыков культуры еды. Для этого были использованы следующие мультфильмы : «Ми-ми-мишки», «Малышарики», «Фиксики».
После просмотра мультфильмов необходимо было закрепить увиденные навыки с помощью различных форм. Для первой группы мною были подобраны такие формы работы с детьми, как: практическое упражнение: «За столом», беседа: «Полезная и вредная еда», сюжетно - ролевая игра: «Кукла Катя обедает», (5 Слайд) просмотр альбома : «Посуда», дидактическая игра: «Что для чего?», рисование: «Укрась салфетку», лепка: «Тарелочка для Мишки».
(6 Слайд) 2 группа. Навыки соблюдения чистоты тела. Для этого были использованы следующие мультфильмы : «Мойдодыр», «Неумойка», «Птичка Тари», «Королева Зубная Щетка».
После просмотра мультфильмов мы продолжили закреплять навыки самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место. Для этого я использовала такие формы работы как : практическое упражнение: «Моем руки», игра: «Водичка- водичка», сюжетно - ролевая игра: «Учим куклу Катю мыть руки», дидактическая игра: «Сделаем куклам прически», (7 Слайд) беседа: «Что сначала, что потом?», подвижная игра: «Зайка белый умывается», лепка: «Мыло для кукол», рисование: «Дорисуй расческу».
(8 Слайд) 3 группа. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Здесь мы просмотрели с детьми мультфильм «Федорино горе».
После просмотра мультфильма передо мной и родителями стояла задача приучать детей дома и в детском саду убирать игрушки на место, аккуратно складывать свои вещи.
Данные навыки мы осваивали с помощью: дидактической игры «Наводим чистоту в группе», беседы «Чистота - залог здоровья», ежедневного закрепления навыков в свободной деятельности детей.
(9 Слайд) Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Формирование правил личной гигиены ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может находить каждодневную поддержку дома, и тогда полученная информация будет закрепляться.
В целях сотрудничества с родителями по формированию культурно-гигиенических навыков у детей мною были использованы следующие формы работы :
• родительские собрания,
• консультации,
• папки-передвижки,
• беседы.
(10 Слайд) Таким образом, мультфильмы пробуждают в ребёнке желание поразмыслить о собственном здоровье, о здоровье окружающих. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоров