Роза
Формирование половой идентификации ребёнка в дошкольном возрасте в процессе детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование половой идентификации ребёнка в дошкольном возрасте в процессе детско-родительских отношений
Одной из актуальных проблем психологической науки и практики является проблема становления половой идентичности, поскольку половая идентичность относится к числу базовых характеристик человека, в значительной степени детерминирующих его самосознание и задающих вектор его социализации. Принадлежность человека к определенному полу определяет становление личности, ее интересы, формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, включающей специфические для мужчин и женщин потребности, мотивы, ценностные ориентации и соответствующие этим образованиям формы поведения.
Публикация «Формирование половой идентификации ребёнка в дошкольном возрасте в процессе детско-родительских отношений» размещена в разделах
Женские и мужские полоролевые функции формируются с помощью кодирования родителями определенных различий: имя, внешний вид, осознание своей близости с родителем своего пола, одобрение со стороны отца и матери женских и мужских качеств, проявляющихся в поведении ребенка. Несмотря на это, в современной культуре возникла тенденция к снижению, смещению представлений о женских и мужских ролях в семье и обществе. Так, в мультфильме «Телепузики» главные герои не имеют определенной половой, социальной принадлежности, в мультфильме «Маша и медведь» также демонстрируется поведение, искажающее представление о женском и мужском поведении. Это лишь несколько примеров, однако, в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена область «Социализация». Социализация - это формирование семейной, гендерной принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу, чувства привязанности к своему городу. То есть нормативно определена задача по формированию у детей гендерной принадлежности.
Гендерная составляющая - один из основных структурных компонентов личности, тесно связанный со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка.
Постоянство пола дети начинают понимать постепенно, проходя через три стадии развития:
1. Обозначение пола. В раннем дошкольном возрасте дети могут правильно назвать собственный пол и пол других людей. Но не осознают постоянность пола;
2. Стабильность пола. На данной стадии дети приобретают частичное понимание постоянства пола. Они понимают его стабильность во времени. Но даже несмотря на то, что они знают, что маленькие мальчики и девочки со временем превращаются в мужчин и женщин, они продолжают настаивать, что смена прически, одежды приводит также и к смене пола;
3. Неизменность пола. В позднем дошкольном возрасте дети убеждаются в ситуационном постоянстве пола. Они знают, что пол остается постоянным в любом случае. У дошкольников, рано достигших стадии обозначения пола, особенно быстро формируются «соответствующие полу» игровые предпочтения.
Влияние семьи имеет социокультурные рамки и соотносится с работой иных социальных институтов. В одни эпохи семья «работает» с ним в унисон или, наоборот, вступает в противоречие. В современных условиях, когда телевидение, массовая культура играют немаловажную роль в становлении идентификации, приглушается значение этой функции у института семьи. И все же в процессе оформления гендерной идентичности семья дает гендерные образы мужчин и женщин в фигурах отца и матери. Поэтому цель нашего исследования заключалась в выявлении полоролевых представлений у детей, а также в выявлении факторов семейных отношений, установок, влияющих на формирование половой идентичности детей дошкольного возраста.
Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Многие психологи с различных аспектов изучали проблему становления половой идентификации в семье. Так И. С. Кон отмечает, что наблюдения за поведением родителей по отношению к новорожденному в естественной ситуации показывают, что психофизиологические реакции мужчины и женщины на младенцев сходны, а поведенческие реакции различны: женщина стремится приласкать ребенка, тянется к нему; мужчина отстраняется в часто испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком. Половые роли усваиваются через подражание представителям своего пола, через идентификацию с ними и обособление от противоположного пола в определенные возрастные периоды. В онтогенезе к концу раннего возраста ребенок устанавливает для себя свою половую принадлежность, а на протяжении первых семи лет интенсивно присваивает поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. Таким образом, стереотипы мужского и женского поведения входят в самосознание ребенка через подражание представителям своего пола, и в первую очередь матери и отца.