Ирина Мусыхина
Формирование патриотизма у подрастающего поколения посредством изучения родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотизма у подрастающего поколения через изучение родного края.
Данная статья посвящена патриотическому воспитанию дошкольников через краеведение, через изучение родного края. Описан смысл работы по воспитанию патриотизма у дошкольников : познакомиться с родным краем и его достопримечательностями, понять его историю, культуру. Представлен конспект занятия «История моей малой Родины».
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотические чувства, краеведение, любовь к Родине.
Публикация «Формирование патриотизма у подрастающего поколения посредством изучения родного края» размещена в разделах
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна потому, что современные дети мало знают о культуре своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям и сверстникам. В связи с этим значительная роль в воспитании патриотизма ложится на дошкольное воспитание, и в частности на дошкольные образовательные учреждения, где происходит становление детей как личностей с морально-нравственными устоями, ценностным отношением к окружающему миру.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, по которой работает наш детский сад, уделено большое внимание патриотическому воспитанию. В ней есть следующая задача: «способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма – любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам: осознанию себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике – флагу, гимну, гербу».
К сожалению, у детей все меньше остается представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. В настоящее время наблюдается отдаление подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Из современного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, гражданственность.
Важным этапом работы по воспитанию гражданских и патриотических чувств является пример взрослых. Свою любовь к родным местам, о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям.
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника
Одним из главных направлений воспитания патриотизма является краеведение как эффективное средство воспитания личностной культуры ребенка. Краеведческая деятельность включает походы, экскурсии по городу, микрорайону, поселку. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны, но пропущенные через детское восприятие играют большую роль в становлении личности патриота.
Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Занятия краеведением формируют активную и независимую жизненную позицию, прививают любовь к Родине, к семье и близким, к прошлому русского народа, к обычаям и традициям, воспитывают терпение, благоразумие, доброту, заботливость. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.
Таким образом, очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Приведем в качестве примера разработанный нами конспект занятия на тему «История моей малой Родины».
Цель: формирование и ознакомление детей с малой родиной и ее историей через познавательную деятельность.
Образовательные задачи:
-Закреплять понятие детей, о том, что такое Родина, малая Родина, знание детей о природе родного края, о русских национальных костюмах
-Расширять представления детей о родной деревни и селах, их достопримечательностях;
Воспитательные задачи:
-Воспитывать любовь к родному селу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее, чувства любви и патриотизма;
-Формировать бережное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её;
-Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу.
Развивающие задачи:
-Развитие патриотических качеств; эмоциональной сферы;
-Развивать диалогическую речь;
-Развивать в детях наблюдательность и самостоятельность.
Интеграция образовательных областей: «Познание» : уточнить и систематизировать знания детей о родной деревни и селах, их памятных местах, учить узнавать знакомые места на фотографиях; «Коммуникация»- развивать связную речь коммуникативные навыки; «Социализация» - прививать детям любовь к своей «малой» Родине; «Безопасность» - закрепить правила поведения в природе; «Физическая культура»- развивать пластику движений, координацию.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен о Родине;экскурсии по деревни и селам, в школу, библиотеку; рассматривание альбомов, иллюстраций об Арзамасском крае, об истории деревни. Беседа на тему «Природа нашего края»; создание презентации «Наша архитектура» и выставки рисунков «Моя малая родина».
Оборудование: фотографии с изображением достопримечательностей, памятных мест, фото старинных зданий, шапочки учёных, эмблемы; картинки растений и животных.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?»
(Дети по очереди называют друг друга ласковыми словами).
Воспитатель: А сейчас вы улыбнитесь друг другу и пожелайте счастливого дня.
Воспитатель: Ребята, а на каком языке мы с вами говорим?
Дети: На русском.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что мы русские, россияне. Мы живем в России.
Ребенок: Наша страна Россией зовется,
Пусть мирное небо сияет над ней
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей!
Вот она, Россия – наша страна,
Очень и очень большая она.
Ребенок:
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живем.
Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем,
Россия, милая, родная,
Цвети и крепни с каждым днем.
Воспитатель: А как мы называем нашу родную землю?
Дети: Родиной
Воспитатель: Что такое Родина?
Стих:
Поэт спросил у солнышка:
– Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле,
И какой понравился народ?
– Каждый, – шепчет солнышко, – хорош.
Не могу обидеть никого.
А где ты, родился, и растёшь
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, речка или ширь полей…
Родина! Она всего милей!
Воспитатель: Наша большая Родина – это наша страна, Россия, а наша малая родина – это наше родное село (деревня,наше Бебяево.
Ребенок: Малая Родина- островок земли!
Под окном смородина, вишни расцвели
Яблоня кудрявая, а под ней скамья
Ласковая, малая Родина моя!
Ребенок: Сколько сказочных мест у России
Городов, деревень у России не счесть
Может где- то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Под самым небом – горные отроги,
Внизу – поля, раздолье, ширина.
Бегут тропинки и пути- дороги…
Просторы эти-Родина моя.
Вот нежная и молодая хвоя
Растут подростки – елка и сосна
Здесь встанет лес сплошной стеной живою.
Богатство эти – Родина моя.
Ребенок: Родная, родная, родная Земля
Холмы и равнины, леса и поля.
Ты доброй судьбою на счастье дана.
Одна ты на свете и в сердце одна.
Воспитатель: Действительно, на свете очень много больших и малых городов, сёл, деревень. А мы будем говорить о нашей деревне, о самой любимой, о самой красивой. Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашей деревне? (ответы детей). И я предлагаю вам сегодня стать учёными – исследователями и рассказать о нашей малой родине, нашей деревне.
Воспитатель: У нас будут работать за первым столом учёные - историки и от них мы узнаем об истории д. Бебяево и сел Новоселки и Пешелань, за вторым столом учёные – архитекторы, они будут изучать главные промышленные предприятия и достопримечательности, а за третьим столом поработают учёные – ботаники и зоологи – они будут изучать растения и животных нашего края
Воспитатель: Проходите к столам, надевайте шапочки учёных и присаживайтесь. На шапочках условные обозначения – листик и зверек, птичка или бабочка –– это ботаники и зоологи, книжка – историки, здания и постройки - архитекторы. За каждым столом вас ждёт задание.
Воспитатель: Посмотрим, как справились с работой учёные-историки. Расскажите, как же возникла наша деревня? Какие старинные здания вы узнали на фотографиях?
Рассказ
Бебяево
1. Деревня Бебяево расположена на левом берегу реки Теша. Деревня была во владении помещика по фамилии Бебяй. Ее населяли православные крестьяне. В деревни была улица, по обеим сторонам которой стояли деревянные дома. Деревня один раз горела, дома строились снова и улицы расширялись. Сейчас в Бебяеве насчитывается 6 улиц.
2. На краю деревни был когда то монастырский хутор, а монашки имели мельницу. От старожилов села известно, что через деревню, которая располагалась на трактовой дороге, соединявшей Лукоянов с Нижним Новгородом, проходил Степан Разин со своей ватагой. Раньше в деревне Бебяево был завод по обжигу глиняных горшков. И до сих пор люди находят черепки. Во времена Великой Отечественной Войны люди добывали камень для изготовления кирпича.
Новоселки
1. Когда то по просьбе Семена Казарина была выделена земля для освоения «нового села», которое потом и стало называться Новоселки. Эта деревня числилась за боярином Иваном Петровичем Чуркиным, позднее – за его вдовой Марией Никитичной. По мнению нижегородского историка Н. Морохина, прежде поселение Новоселки называлось Болдинский Ключ. Дома представляли из себя маленькие, бревенчатые домики с двумя окошечками, крыши которых были покрыты соломой. Коренным населением села были тоже православные люди.
2. Главное, чем занимались жители – они добывали алебастр, который залегал на самом берегу реки Теша. Этот алебастр был хорошего качества и сбывался в Арзамас и за его пределы. Во времена Великой Отечественной Войны те, кто не ушел на фронт занимались изготовлением красного кирпича (смесь глины и гипса).
Пешелань
1. Происхождение названия села Пешелань связывают с находившимся вблизи него болотом, где росло много кустарников и травы осоки, через которое можно было пройти только пешком - «пешей ланью». Ведь лань –это парнокопытное животное семейства оленей, а олени в наших краях водились издревле (не случайно олень изображен даже на гербе Нижегородской губернии).
2. Данное поселение ранее принадлежало помещику Федорову, а позже владельцем этого села был Григорий Засекин. Он заставлял своих крестьян работать на него: пахать, сеять и собирать урожай. Кроме жилых домов в Пешелани была своя мельница, которая принадлежала богатому человеку, а бедные платили ему за пользование мукой.
Основным занятием этих трех поселений было земледелие. Здесь выращивали рожь, пшеницу, овес, гречиху, просо.
Воспитатель: А что же было с одеждой жителей?
Дети: Одежду и обувь шили сами. Ходили в основном в лаптях, которые плели сами. Жители, пряли, ткали холсты, половики, вышивали полотенца. Ткани окрашивали сами. (показывает на стенде)
Воспитатель: теперь мы с вами отправимся в путешествие по нашей деревни и селам.
Физкультминутка: (дети встают по кругу)
Путешествовать хотите?
На ковре из разных нитей,
Глазки крепко вы сомкните,
Сами в сказке окажитесь,
Глазки открываются,
Полет наш начинается!
Руки в стороны держите,
Словно птицы вы летите,
Здесь направо поворот,
И налево поворот,
Дан ковру обратный ход,
Руки вверх и мы взлетаем,
А, затем, чуть приседаем,
На снижение идем,
Управляем мы ковром.
Мы, подпрыгнув, приземлились,
В месте чудном очутились
Воспитатель: И ученые – архитекторы расскажут нам, чем же славиться наша земля, какими достопримечательностями?
Бебяево:
В Бебяево стали приезжали люди и из других городов, сел и деревень, стали строить новые дома. Сегодня в Бебяево располагается здание детского сада, школы, которая раньше находилась в селе Новоселки, также есть здание администрации, амбулатории, парихмахерской, почты, сберкассы, швейной мастерской, аптеки, хоккейной коробки, построили много новых магазинов.
Главной достопримечательностью нашей деревни и сел является Пешеланский гипсовый завод и шахта.
В 1933 году началось строительство Пешеланского алебастрового завода. Как вспоминают старожилы, строительство возглавлял инженер Козарезов. Пешеланский завод стал первой промышленной новостройкой на Арзамасской земле в 1930-е годы. Завод был небольшой и производил гипс в напольных печах. Сейчас на предприятия изготавливаются гипсовые блоки, гипсовые плиты. Гипс добывается на шахте и возится по узкой железной дороге (узколейка) на специальной технике.
Воспитатель: А что же еще изготавливали из гипса?
Дети: Многие жители изготавливали детские игрушки из гипса, которые продавались в Арзамасе и Нижнем Новгороде. Людей, которые делали такие игрушки называли кукольниками. Технология изготовления кукол отличалась высокой степенью сложности. В специальные формы заливалась масса, которая выпекалась в печи. В дальнейшем, когда фигурки высыхали, на них наносились краски.
Воспитатель: Да, жителям сел и деревень, расположенных недалеко от «гипсовой горы», издревле было известно о том, какое богатство хранит их земля. И они, добывая и перерабатывая гипс, умело использовали подземные дары на пользу себе и людям.
Совсем недавно в шахте открылся подземный музей горного дела, где представлены различные фигуры и образцы изделий из гипса, а так же можно увидеть как же добывается белоснежный гипс.
Воспитатель: Ребята, а что мы можем сказать про церкви?
Дети: Эти церкви построены из красного кирпича. Но сначала в Пешеланибыла построена деревянная церковь Иваном Алексеевичем Чемодановым (местным помещиком, затем когда церковь не вмещала всех прихожан, решили строить новую церковь. А по просьбе Семена Казарина а село Новоселки был прислан поп для постройки церкви. В 30-е годы эта церковь была закрыта, а потом и разрушена. В ней позже стали хранить зерно. Сейчас эта церковь восстановлена.
Рассказ с презентацией (фото)
Воспитатель: А вот и работа учёных-ботаников и зоологов.
Воспитатель: Назовите деревья и кустарники на вашем плакате (рассказ детей)
Мы дополним наш лес и поле, тут не хватает животных. Подходите и называйте животных, которых вы узнали.
Воспитатель: Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на эти плакаты, эти деревья и кустарники произрастают в нашем крае Нижегородской области. Эти животные тоже водятся в наших лесах и полях.
Аутотренинг.
"Мы - друзья природы"
А теперь….
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нам лес? Ну, взяли бы, да срубили все, да дома построили?
Дети: Лес очищает воздух, лес-это красота. Лес-это дом для различных животных и птиц.
Дети: Лес-богатство нашего края. Его надо беречь и охранять.
Как богат зеленый лес! Сколько в нем живых чудес-
Птицы, ягоды, грибы, сосны, ели и дубы,
И полянки, и опушки, зеркала лесных озер,
И пугливые зверушки, и цветов живой ковер!
Воспитатель: А кто-нибудь знает или догадывается, почему наш край называется Нижегородская область?
Дети: Потому что Бебяево маленькая деревня, а ближе всех из больших городов к нам город Нижний Новгород.
Воспитатель: Ребята, вы рассказывали, как на берегах реки Теша появилась наша деревня и села.
А я хочу рассказать о нашей любимой речке. Послушайте и посмотрите.
Недалеко от села протекает река Тёша, богатая рыбой. Название реки произошло от первого поселенца Арзамаса – купца Тёш, который был по национальности мордвин. Проживал он с двумя сыновьями на берегу реки, которые занимались рыбным и пушным промыслом. Его часто посещали охотники, которые говорили:»Поеду к Тёшу», «Еду от Тёши». С того времени речку стали называть Тёшей. Её длина реки равна 280 км.
Воспитатель: Ребята о нашей деревни и селах написано очень много стихов и песен. Одним из известных авторов является наш земляк Валентин Лобода.
Бебяево
Вековует над Тешей
Деревня Бебяево
Опрокинулось небо
Над гладью реки
Здесь достойно живут,
Бескорыстно любя ее,
Дорогие навеки мои земляки
Поднимусь я на гору
И замру в восхищении
Так волнует мне душу
Красота и простор
Это самое лучшее
Для меня утешение
В том, что видит вокруг
Мой восторженный взор
Как хотелось бы стать
Мне свободною птицею
Оглядеть с высоты
Всю сторонку мою
Как хотелось бы мне
Бесконечно гордиться ей
И раз сказать,
Что навеки люблю.
(исполняется песня)
Вывод. Вот и закончилось наше исследование. Какие вы молодцы, много знаете о нашей малой родине, о самом родном месте на Земле. Правильно сказали, что у нас много улиц, домов, зданий, хорошо развита промышленность, красивая природа. В нашем селе трудятся много людей, которые хотят, чтоб наше село стало лучше, красивее и богаче. В нашей реке водится много рыбы, а в лесах обитают животные. А ещё наши леса богаты брусникой, малиной, голубикой, черникой, клюквой. Мы все должны гордиться, что живем в таком чудесном месте.
Список используемых источников:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: конспект занятий. – 4-е изд. доп. – М. : Перспектива, 2008г. – 248 с.
2. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину [Текст] : методические рекомендации/ Ю. Е. Антонов - М. : АРКТИ - 2003г
3. Арапова. - Пискарева Н. А. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников - 2005г., 136 с.
4. Виноградова Н. Ф., «Дошкольникам о родной стране», Издательство: Просвещение,2009 г.
5. Дошкольная педагогика № 2, 2009 г.
6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Подготовительная группа: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Издательство: Скрипторий, 2008г. 95c.
7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : Аркти, 2005.
8. Новицкая М. Ю. Наследие [Текст] : Патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая – М. : Линка – Пресс – 2003г
9. От рождения до школы [Текст] : Примерная основная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика – Синтез -2011г.
10. Юрков П. И. Родной край. Краеведческая пособие из. «Просвещение -.М. ,1980г.