Гулия Кашапова
Формирование патриотической компетенции дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Итоговая работа на тему:
«Формирование патриотической компетенции дошкольникоа»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе ив условиях профессиональной деятельности.
Система современного отечественного образования призвана обеспе-чить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Об этом говорится в Законе Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
Публикация «Формирование патриотической компетенции дошкольника» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
А также Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» были определены основные целевые ориентиры для развития успешной личности дошкольника, для формирования у дошкольников различных компетенций.
Проблема патриотического воспитания всегда занимала одно из ведущих направлений дошкольного образования, где указывалась необходимость воспитать ребёнка, как человека, гражданина, любящего свою Родину, свою страну и окружающих его людей. Взрослый в первую очередь должен позаботиться о том, чтобы запечатлеть в памяти ребёнка всё то родное, близкое, из чего складывается будущая успешная личность. Патриотическое воспитание молодого поколения должно основываться на героических примерах прошлого, подвигах солдат и простого русского народа, на знании, символики России, на стремлении приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведен-ного анализа.
Целью работы является формирование патриотической компетенции у дошкольников, так как в последнее время выявлены такие проблемы, как:
- недостаточно сформированное представление дошкольников о своей малой родине; о ее истории, культуре, красоте природы родного края;
- затрудненное осознание ребенком дошкольного возраста величия и могущества родной страны;
- зачастую неуважительные отношения внутри семьи.
Для успешного решения всех этих вопросов в своей работе мы ставим следующие задачи:
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению собственного «я» на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, ДОО, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
- развивать индивидуальность дошкольника через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
- формировать интерес к культурному наследию региона.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Согласно ФГОС в результате освоения детьми основной общеобразова-тельной программы дошкольного образования у выпускника должны быть сформированы следующие качества : любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками.
• Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
• У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
• Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, расска-зах, рисунках, поделках.
• Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций, направленных на развитие творческих способностей, любознатель-ности, воспитание любви к малой родине.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе 9содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Для полноценного патриотического воспитания мы в своей работе используем разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей старшей группы:
• беседы о родном селе, городе, стране;
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписи. (Гимн страны; птичьи голоса, звуки родного леса и пр.);
• наблюдение (за изменениями в облике родного села; за трудом взрослых в детском саду и в селе; за сезонными изменениями в природе и пр.)
• использование фольклорных произведений (пословиц, по-говорок, сказок, разучивание песен, потешек);
• народные подвижные игры (городки, «Гуси-лебеди», «Колечко», «Краски», «Кошки-мышки» и др.)
• ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка, резьба по дереву и т. д.);
• знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;
• организация тематических выставок детских рисунков («Моя семья», «Портрет моей мамы», «Новый год» и пр.)
• физкультурный праздник «Папа, мама, я – спортивная се-мья»;
• совместный проект родителей и детей: «Моя семья», «Мое любимое животное», «Мои летние каникулы»;
• участие в календарных праздниках;
• участие во всероссийских акциях «Помоги птицам»
• использование мультимедийного пособия «Символика России».
Наш опыт показывает, что процесс нравственно-патриотического формирования происходит более эффективно при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников : народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т. д.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то еще в дошкольном возрасте нужно способствовать сформированности у ребенка привязанности к семье, к близким людям. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если побуждать ребенка, видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, у него должно сформироваться желание добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основы качества знаний человека. Осо-бенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Базой формирования патриотической компетенции дошкольника является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное его развитие. В процессе такого разностороннего развития ребенка зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.
Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия.
Кадровые условия:
Постоянное повышение квалификации педагогов (раз в 3 года)
Самообразование педагогов по данной теме
Научно-методические условия:
Приобретение методических пособий
Материально-технические условия:
Приобрести ПК или ноутбук для группы (с выходом в интернет)
Приобрести интерактивную доску
Нормативно-правовые условия:
Перспективное планирование по нравственно -патриотическому воспитанию
Планирование театрализованной деятельности
Информационные условия :
Разработать мультимидейное пособие «Символика России»
Оформить информационный стенд для родителей
Приобрести папки-передвижки, сюжетные картинки, мультимидейные тех-нологии.