Елена Берсенева
Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с окружающим в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время обществу требуется новый социальный тип личности: деловые, уверенные в себе, независимые, яркие индивидуальности. В то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» : как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно - исторического опыта своего народа.
Публикация «Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с окружающим в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Важным так же считается общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Ведь именно в этом возрасте, как отмечают ученые, появляется новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относятся, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных качеств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на патриотические чувства, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что важно в воспитании патриотизма. Следует отметить, что в настоящее время целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не разработана. У педагогов-практиков возникает много вопросов таких, например как: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
Проблема воспитание патриотизма не достаточно представлена в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так в работах С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается с точки зрения экологического воспитания; Т. С. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, О. Л. Князева, М. Д. Маханева и другие Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста познание ими Родины – России.
Цель исследования заключается в изучении возможности формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в процессе ознакомления с окружающим миром.
Объектом исследования: является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: является формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачами исследования являются:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования патриотических чувств.
2. Раскрыть особенности формирования патриотических чувств у старших дошкольников. 3. Выявить уровень сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе разработанных критерий и показателей. 4. Разработать систему занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим, направленных на формирование патриотических чувств.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание проблемных ситуаций, наблюдение, опросник в беседе, эксперимент.
Теоретически - методологические основы: философские идеи гуманизма, идеи народности в воспитании, теории социально- психологического и педагогического взаимодействия, а так же теории воспитания и развития дошкольников; исследование проблемы формирования патриотизма у детей дошкольного возраста в трудах таких авторов как: К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, И. А. Ильин, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, В. А. Сухомлинский и другие.
Теоретическая значимость исследования: рассмотрены и соотнесены различные понятия «патриотизм» и «воспитание патриотических чувств», определены показатели и критерии сформированности патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, показана специфика патриотических чувств в условиях детского сада.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработана комплексная программа воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Так же был составлен комплекс занятий и ситуации для определения сформированности патриотизма в дошкольном возрасте.
Гипотеза: процесс воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:
- доминантой его содержания является нравственный компонент;
- оно строится с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка;
- оно представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка, при этом создается условия для формирования патриотических чувств в детском саду и в семье
- по программе обеспечения, целостного подхода.
База исследования: детский сад №3 «Березка», город Навашино, Нижегородской области, старшей возрастной группе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.