Дарья Владимировна Алимова
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников как важнейшая задача дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников как важнейшая задача дошкольного образования.
Патриотизм— это проявление любви не только
к сильной и красивой, великой и могучей стране,
а также к стране, которая переживает не лучшие времена:
бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты.
Именно в наше время воспитание чувства патриотизма,
гражданственности, ответственности за судьбу
своей страны является одной из важнейших задач образования.
Публикация «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников как важнейшая задача дошкольного образования» размещена в разделах
Проблема формирования патриотических чувств имеет особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данный период социальное развитие осуществляется не только в ходе стихийного влияния внешних факторов, но и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе. В этой связи возрастает значение адекватного выбора условий и средств, позволяющих осуществлять патриотическое воспитание старших дошкольников с максимальной эффективностью.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» говорится, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Поэтому одной из основных задач учреждения дошкольного образования является формирование патриотических чувств детей.
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений в нашем ДОУ является работа по патриотическому воспитанию детей.
Основными задачами формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраст в нашем ДОУ являются:
- формирование у дошкольников системы знаний о своем Отечестве;
- формирование у детей дошкольного возраста заинтересованности к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости к событиям социальной жизни, воспитание чувства любви к близким людям, родному городу, уважение к истории народа;
- включение дошкольников в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагающая формирование у дошкольников определенных навыков и умений: умение отражать накопленные знания в игре, трудовой деятельности и художественной, умение отразить знания в речи, в общении со взрослыми и сверстниками.
В решении задач по формированию патриотических чувств у старших дошкольников педагоги нашего детского сада строят свою работу в соответствии с следующими принципами:
- «позитивный центризм» (отбор тех знаний, которые актуальны для ребёнка данного возраста);
- непрерывный и преемственный педагогический процесс;
- дифференцированный подход к детям, с учетом психологических особенностей, интересов и возможностей каждого ребенка;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, которое предполагает баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок адекватных возрасту;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, который основан на детской активности.
Эффективность формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
- организация партнерского взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей воспитанников;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащенной педагогическими средствами патриотического воспитания детей;
- осуществление вовлечения детей в различные виды деятельности ДОУ (досуговую, театрализованную, проектную др.) как основы воспитания чувства долга, ответственности, взаимопомощи и общественной активности.
Остановимся на педагогических условиях отдельно. В нашем ДОУ данные педагогические условия реализуются по разным тематическим направлениям, но в преддверие празднования 75-ой годовщины Победы, хотелось бы сделать акцент именно на этой теме.
Организация партнерского взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей воспитанников.
Важным условием патриотического воспитания детей в нашем ДОУ — это тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель — вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах, мастер-классах).
В ходе работы, над проектом посвященном «Дню Победы» родители были не только активными участниками различных совместных спортивных праздников, утренников, но и организаторами мероприятий: экскурсия в воинскую часть, поездка к памятным местам города, работа родителей с поисковыми сайтами, оформление альбомов о воевавших родственниках, изготовление поделок «Военная техника», подготовка и презентация детского проекта «Я помню. Я горжусь!».
Создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащенной педагогическими средствами патриотического воспитания детей.
Реализовать работу по формированию патриотических чувств помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского сада.
В изменении пополнении предметно-пространственной среды активное участие принимали не только педагоги группы, но и дети и родители.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах может включать в себя следующий материал: мини-музеи ко Дню Победы, художественная литература, уголок ряжения, дидактические игры и пособия и другое.
Осуществление вовлечения детей в различные виды деятельности ДОУ (досуговую, театрализованную, проектную др.) как основы воспитания чувства долга, ответственности, взаимопомощи и общественной активности.
Одно из направлений нашей работы - вовлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, спортивные развлечения, концерты, театрализованные постановки). Реализация данного направления в ДОУ предполагает коллективную деятельность, являющаяся благоприятным фундаментом для формирования у детей чувства ответственности, взаимопомощи, коллективизма, общественной активности.
В нашем детском саду используются такие формы работы с детьми, как составление видеотеки «Мультфильмы про русского солдата», Представление семейных альбомов и рассказы по ним по теме «Что я знаю о своих героях», Придумывание нового конца у сказки А. П. Гайдара «Военная тайна», её драматизация, экскурсии к мемориалам и могиле Неизвестного солдата.
И в заключение хотелось бы отметить, что надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме, поскольку считаем, что патриотизм - главная черта русского народа, он помогает воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру.
И от нас взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.