Светлана Кузьминова
Социальное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культурному наследию малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
«Социальное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культурному наследию малой Родины»
Кузьминова Светлана Владимировна
Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения: Центра развития ребенка – детского сада первой категории № 66 Железнодорожного района г. Ростова – на – Дону
Публикация «Социальное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культурному наследию малой Родины» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
На современном этапе развития общества процесс образования и воспитания ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни.
В Концепции модернизации российского образования отмечается приоритетность воспитания, интегрированного в общий процесс развития. Важнейшие задачи воспитания – воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, творческих способностей и интересов, культурного самоопределения детей. Южный Федеральный округ России является территорией многонациональной по своему составу, поликультурной по пространству жизнедеятельности людей и единой по образовательному пространству, что накладывает особую значимость на систему дошкольного образования в деле воспитания детей.
Актуальность проблемы социального развития ребенка дошкольного возраста обусловлена потребностью современного общества в том, чтобы каждый ребенок, усваивая наследие духовной культуры народа, его культурные ценности, воспитательные традиции и обычаи, социально-этические нормы, приобретал под воздействием этих факторов свою социальную роль, оставаясь при этом уникальным представителем человечества, своеобразной личностью.
Проблема социального развития личности ребенка в истории отечественной педагогике всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов: В. С. Мухиной, А. П. Петровского, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова, Б. А. Аркина и др. Проблема ценностных ориентации в системе дошкольного образования отражена в работах Л. А. Безруковой, Бондаревской Е. В.
Процесс социального развития ребенка можно рассматривать как развитие личности под влиянием окружающего социума, духовной культуры народа, воспитательных традиций и обычаев, усвоение его социально-этических норм и приобретение личностью под воздействием этих факторов своей социальной роли. Достижения социального развития связаны с результатами освоения мира культуры и становления мира ребенка; с особой социальной ситуацией развития ребенка во взаимодействии с взрослым миром и детским сообществом.
Процесс социализации личности ребенка, его социальное воспитание тесно связаны с духовно-нравственным воспитанием и воспитанием любви к Родине. Поэтому базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры народа. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Проблема социального развития ребенка дошкольного возраста в процессе приобщения к культурному наследию своей Родины является актуальной для современного общества.
В нашем ДОУ был разработан и апробирован педагогический опыт на тему «Социальное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культурному наследию малой Родины».
Наша деятельность по данной проблеме состояла из двух частей: подготовительной и развивающей, предполагая разработку и внедрение системы комплексных и интегрированных занятий «Мой край» по приобщению детей к культурному наследию малой Родины, создание предметно-пространственной развивающей среды.
Для создания предметно-развивающей среды были проведены следующие мероприятия: посещения музея краеведения г. Ростова-на-Дону, Новочеркасский Донской музея казачества, подборка литература по данной теме, оформление совместно с родителями воспитанников в группе уголка донского края, где собраны картотека народных подвижных игр, детская и взрослая литература, картотека флоры и фауны края, альбомы «Ростов-на-Дону», «Искусство Юга России», «Пою о тебе, Тихий Дон» (с подборкой легенд Донского края, пословиц и поговорок, стихов донских поэтов и т. д., «Костюмы казачества»; а также была обустроена мини-комната с предметами быта, костюмами донских казаков и мини-подворье, где дети могут разворачивать действия своих творческих и ролевых игр.
На развивающем этапе формирующего эксперимента работа велась по трем направлениям: блок организованных занятий, блок совместной деятельности с детьми, блок работы с родителями.
В блоке организованных занятий с детьми, наряду с обычными занятиями в разных разделах по базовой программе «Детство» была внедрена система работы «Мой край» по приобщению детей к культурному наследию малой Родины.
В месяц проводились четыре занятия интегрированного типа, которые были посвящение проблеме приобщения детей к культурному наследию малой Родины. Эти занятия проблемно связаны с изобразительной деятельностью детей, ознакомлением с художественной литературой и фольклором, музыкальными занятиями. Изучение каждой темы завершают комплексные занятия, вечера развлечений. Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущение целостности и законченности определенного блока или цикла.
В блоке организованных занятий были разработаны интегрированные занятия, где использованы разнообразные методы и приемы работы для лучшего усвоения предлагаемого материала; для более успешного протекания процесса социализации и социального развития детей. Широко были использованы методы и приемы технологии ТРИЗ, прием проблемной ситуации, прием умышленной ошибки взрослого и т. д. Были разработаны модели педагогического процесса по использованию в работе с детьми произведений донского устного фольклора и литературных произведений донских авторов, технологические карты комплексных занятий по ознакомлению с творчеством донских художников и композиторов. Были найдены интересные игровые персонажи: животные, характерные для степной и лесостепной зоны (зайчишка-трусишка Белячок и храбрец Русачок, Дрофенок-длинные ножки, суслик Филька и хомячок Фомка и др.); персонажи сказок: дети (Полюшка, Мишатка, Аксиньюшка, дед Щукарь и бабка Аксютка. Приход героев все вызывал у детей оживление и предвкушение нового и интересного: животные приглашали отправиться в мир степей, рассказывали о своих тайнах и тайнах растений; персонажи-дети знакомили со своими секретами (Мишатка – игры казачат, труд родителей; Полюшка – легенды и сказки, народные промыслы; Аксиньюшка – история народного костюма); персонажи-взрослые имели свои обязанности (дед Щукарь – предания о походах и подвигах, правила постройки куреня и полевые работы; бабка Аксютка – сад и огород, птичий и скотный двор, а главное блюда донской кухни). Дети всегда ждут прихода гостей, пусть даже игрушечных. А диалог гостя с воспитателем, гостя с ребенком – практически всегда выигрышный, т. к. при помощи него детей можно знакомить с достаточно сложными понятиями, явлениями и взаимосвязями.
Использование в работе по приобщению детей к культурному наследию малой Родины системы комплексных и интегрированных занятий дало возможность, чередуя разнообразные виды детской деятельности рамках одного занятия, обеспечить высокую активность и заинтересованность детей, более легкое усвоение и освоение краеведческого материала. А также помогло установлению доброжелательных отношений между детьми в процессе взаимодействия на занятиях и в повседневной жизни. Был организован кружок «Родники Дона», где дети могли расширить и закрепить свои знания, полученные на занятиях, реализовать свои интересы и потребности в общении со сверстниками и взрослыми.
В основе организации педагогического процесса по проблеме социального развития детей и приобщении их к культурному наследию малой Родины во время каникул был положении единый алгоритм. Каждая каникулярная неделя отводится определенному образовательному блоку, которые объединены общей темой межобразовательных путешествий, что позволило пополнить содержанием традиционные формы работы с детьми.
Родители активно включились в педагогическую деятельность коллектива ДОУ, что показало их заинтересованность работой ДОУ по социальному воспитанию своих детей и осознание себя как первых педагогов для них. С помощью родителей была обновлена предметно-пространственная развивающая среда, проводились открытые занятия по теме, фольклорные праздники и развлечения, в которых принимали участие и сами родители, проявляя свои артистические способности. Все это помогло сплочению коллектива родителей и детей, сделала педагогический процесс более продуктивным и насыщенным.
Данный педагогический опыт показал, что качество социального развития ребенка в ДОУ – это результат деятельности всего коллектива, который стал возможен при правильной и эффективный организации педагогического процесса в ДОУ (режим, выбор программ и технологий, материально-техническое и методическое обеспечение, т. д.); при возможности каждого ребенка реализовать свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями; при заинтересованности родителей воспитанников в педагогической деятельности детского сада, полной вовлеченности в эту деятельность и осознании себя первыми педагогами для своего ребенка.