Татьяна Ярцева
Формирование ответственного родительства у несовершеннолетних матерей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ответственного родительства
у несовершеннолетних матерей
В отделении «Мать и дитя- будем вместе» воспитанницы с разными судьбами, но с одной и той же проблемой: раннее материнство, неустройство в жизни, безответственное поведение как к себе, так и к своим детям, неосведомленность об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении, что порой служит основанием для возникновения серьезных проблем в освоении родительской роли.
Наши мамы не адаптированы и социально, и как правило, им не знакомы семейные отношения.
Публикация «Формирование ответственного родительства у несовершеннолетних матерей» размещена в разделах
Поэтому в рамках формирования ответственного родительства в «Школе для мам», которая является обучающей базой для развития семейных отношений, детско-родительской общности проводим занятия где не просто показываем им положительный опыт, но и объясняем, что такое семейные ценности, учим любить своих детей и восхищаться ими.
В процессе занятий между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, надеемся на всю жизнь.
Степень привязанности связана со степенью проявленной к ребенку любви, ласки, приветливых слов, с отсутствием приказного тона, стремления властвовать и т. д., когда мать моментально реагирует на желания ребенка, быстро его успокаивает, создает поощрительную обстановку с тем, чтобы ребенок проявлял положительные чувства.
Становлению материнских чувств способствует, в первую очередь, совместное пребывание ребенка с матерью каждую минуту.
Наша задача находиться всегда рядом, а не замещать несовершеннолетних матерей в воспитании и обучении ребенка.
Работа с несовершеннолетними матерями в «Школе для мам» проводится в два этапа
1этап. «Перинатальное сопровождение несовершеннолетней беременной».
Цель: становление собственного «Я» беременной, ее развитие и формирование как полноценного взрослого человека, способного в дальнейшем заботиться о своем ребенке. Развитие чувства привязанности к ребенку.
С психоаналитических позиций, чувство привязанности матери к ребенку возникает не вдруг — после его рождения, а проходит длительный путь становления, начиная с периода вынашивания беременности (а возможно и раньше) и продолжается уже после родов, в тесном контакте с ребенком.
Поэтому консультирование несовершеннолетней девушки, ожидающей появления ребенка несет огромный потенциал, направленный на решение задач:
– знакомство с правилами поведения беременной женщины;
- воспитание желания родить здорового и умного ребенка;
-знакомство с развитием ребенка до рождения;
-использование музыки в развитии ребенка;
-проведение гимнастики для беременной.
- повышение родительской культуры несовершеннолетней девушки;
- овладение техникой аутотренинга (релаксации).
2этап. «Постнатальное сопровождение несовершеннолетней матери»
Цель. Обеспечение участия несовершеннолетней матери в жизни малыша для подведения юной женщины к решению самостоятельного воспитания ребенка.
Здесь оказываем несовершеннолетним матерям помощь в развитии способностей ребенка, выработке активной позиции матери по отношению к ребенку, «включенности» в детскую жизнь, формированию родительской компетентности и ответственности.
Помогаем выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества.
Такой вид отношений полностью исключает вероятность «подстроить ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.
В начале каждого занятия проводим психотерапию (о том, что воспитание малыша – и огромный труд и удовольствие. Она умница, у нее все получится. Беседа об успехах малыша, о положительных результатах предыдущих занятий).
Получив определенные знания и навык в «Школе для мам» несовершеннолетние матери вместе с малышами принимают активное участие в играх – занятиях, в рамках реализации программы «Обучение с пеленок».
Игры-занятия направлены на формирование тех умений, которые не могут возникнуть у ребенка без специального обучения и помощи родителя (понимание речи, подражание звукам, развитие речи, выполнение некоторых движений).
Но и этим не заканчивается деятельность несовершеннолетних матерей. Ежедневно под руководством воспитателей они выполняют рекомендации, полученные в «Школе для мам» и на занятиях «Обучение с пеленок».
В процессе игрового взаимодействия матери с ребенком, у малыша формируются базовые структуры личности, основы различных психических сфер, закладываются важные фундаментальные человеческие способности: познавательная активность; любознательность; настойчивость; уверенность в себе; доверие к окружающим.
С помощью игры, которая доставляет ребенку удовольствие, несовершеннолетняя мать помогает ему развить эти способности.
Играя с мамой, малыш учится, всему этому, без усилий и с удовольствием.
В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между взрослыми и ребенком.
Раскрываются пути активизации участия несовершеннолетней матери в процессе воспитания ребёнка, формируется ответственное отношение к своему ребенку. Консультируя воспитанниц, проводя с ними занятия, мы стремимся сформировать в них навыки ответственного родительства, научить ставить правильные цели в жизни и достигать их.
Мы очень благодарны воспитанницам, которые не бросили своих детей. Некоторые из них вышли замуж, и продолжают удачно строить свою жизнь. И все знания, умения и навыки, которые они приобрели в рамках реализации программ «Школа для мам» и «Обучение с пеленок» успешно реализуются ими в самостоятельной жизни.