Татьяна Устюжанина
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«То, что упущено в детстве,
никогда не возместить в годы юности
и тем более в зрелом возрасте»
В. А. Сухомлинский.
Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себя счастливым хотя бы потому, что ничего не болит. В реальной жизни, к сожалению, мы часто вспоминаем о том, как важно здоровье только тогда, когда оно покидает нас. Поэтому формировать здоровый образ жизни необходимо смолоду, с дошкольного возраста.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом „Я и моё здоровье“ (старший возраст)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования физическое развитие дошкольников, включающее в себя образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура», занимает ведущее место в образовательном процессе детского сада. Понимая всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, нами был реализован с воспитанниками группы мини-проект «Я и моё здоровье».
На протяжении нескольких лет мы вырабатывали у своих воспитанников разумное отношение к своему организму, прививали необходимые культурно-гигиенические навыки. Учитывая комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, в этом учебном году деятельность по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни была приурочена к Всемирному Дню здоровья, который проводится ежегодно 7 апреля.
Таким образом, мини-проект «Я и моё здоровье» стал неким итогом здоровьесберегающей деятельности с нашими воспитанниками.
Слайд 3
Целью проекта стало формирование у дошкольников представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Для её достижения были поставлены задачи:
- способствовать осознанию детьми понятия «здоровье»;
- формировать представления детей о том, что организм человека – это единая система, которая зависит от слаженной работы всех органов;
- обучать простейшим навыкам самооздоровления;
- воспитывать навыки здорового поведения.
Вся деятельность по проекту основывалась на принципе интеграции образовательных областей, что позволило значительно оптимизировать образовательный процесс.
Непосредственно образовательная деятельность в рамках проекта «Я и моё здоровье» включала в себя следующие формы работы :
Слайд 4
- образовательная область «Здоровье» : Были проведены Уроки здоровья «Изучаем своё организм» и «Откуда берутся болезни». В процессе совместной деятельности дети получили элементарное представление о строении человека, о функциях некоторых органов, о правилах ухода за ними.
Слайд 5
- образовательная область «Физическая культура» : Занятия физической культурой являются основной формой реализации образовательной области «Физическая культура», позволяющей эффективно развивать двигательные навыки и умения детей.
В рамках проекта занятия физической культурой проводились по методу круговой тренировки с мячом. круговая тренировка –серийное (слитное или с интервалом) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединённых в комплекс в соответствии с определённой схемой
Игры с мячом являются любимыми у дошкольников, поэтому использование их на занятии физической культурой позволяет максимально удовлетворить естественную потребность детей в движении.
Слайд 6 -7
-образовательная область «Познание» : Была организована экскурсия в библиотеку по экспозиции «Страна волшебная - Здоровье». Забавные персонажи Незнайка, Волк и Мишка помогли ещё раз акцентировать внимание детей на ценности здоровья для каждого человека
Слайд 8
образовательная область «Коммуникация» : Были проведены беседа «Спорт – это здоровье» и занятие по составлению творческого рассказа «Как я берегу своё здоровье». Развивали умение детей свободно общаться по поводу здоровья, здорового образа жизни человека. Вместе мы составили «Цветок здоровья», лепестки которого обозначали правила сохранения здоровья :
Слайд 9
• «Знай и люби своё тело»
• «Занимайся физкультурой»
• «Соблюдай правила гигиены»
• «Выполняй режим дня»
• «Правильно питайся»
• «Поделись улыбкою своей»
«Скажи «Нет!» вредным привычкам
Слайд 10
образовательная область «Художественное творчество» : рисование «Корзина здоровья» и коллективная аппликация «Овощная радуга витаминов». Использование средств продуктивных видов деятельности позволило нам обогатить и закрепить полученные детьми ранее знания.
Слайд 11 Так после беседы о душевной красоте, душевном здоровье человека дети постарались выразить свои мысли в аппликации. Коллективная аппликация стала наглядным сопровождением к теме «Где прячутся витамины?».
Помимо непосредственно образовательной деятельности проект «Я и моё здоровье» предполагал ежедневное проведение разнообразных форм совместной и самостоятельной деятельности в течение всего дня
Слайд 12
Особое внимание в рамках образовательной области «Здоровье» было уделено так называемым «Оздоровительным минуткам», которые помогли детям овладеть некоторыми элементарными навыками самооздоровления :
• Игровой самомассаж тела, носа, ушных раковин
• Точечный массаж биологически активных точек
• Гимнастика для глаз
• Дыхательная гимнастика
• Упражнения с элементами аутотренинга.
Все «Оздоровительные минутки» проводились в игровой форме. Нами были подобраны стихотворные комплексы, позволявшие детям легко освоить ту или иную оздоровительную практику.
Слайд 13 -16
Включили в проект познавательный компонент - ознакомление с историей Олимпиад, знакомство со спортивным инвентарем, видами спорта
провели ознакомительные беседы, в которых рассказывали об истории Олимпийских игр, познакомили детей с видами спорта, спортивным инвентарем, спортсменами – чемпионами Олимпийских игр.
Слайд 17. Во время проведения Олимпийских игр дети учились спортивному поведению, взаимоуважению, воспитывали силу воли и узнали, что значит «стремиться к победе». Для закрепления полученных знаний провели выставку детских рисунков «Мы со спортом дружим»
Слайд 18
В течение всего проекта мы не забывали о таких важных элементах здоровья, как свежий воздух и движение. Оздоровительные прогулки «За здоровьем в зимний парк» стали практически традиционными для нашей группы. На себе ребята почувствовали благоприятное влияние на организм запаха хвойного парка, катания на санках с горки. Румяные щёчки и улыбки на лицах детей являлись залогом здоровья и хорошего настроения на долгое время.
Слайд 19
Невозможно представить зимних игр и развлечений без лыж. Это очень полезный вид спорта. Он развивает чувство равновесия, улучшает работу органов дыхания обеспечивает закаливание детского организма.
Наши воспитанники принимают активное участие в лыжных соревнованиях и занимают призовые места.
Слайд 20
Интеграция с образовательной областью «Познание» позволила нам расширить кругозор наших воспитанников об организме и здоровом образе жизни человека. Большой интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность по ознакомлению со своим организмом:
• «Что можно почувствовать рукой»
• «Рассмотри свою кожу под лупой»
• «Посчитай удары пульса»
• «Как реагирует зрачок на яркий свет»
Слайд 21
Ввели в образовательный процесс ежедневное сообщение детям дополнительной информации, связанной со здоровьем, под рубрикой «Узнайте, это интересно!». Например, «Слово «витамин» придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово «вита» («Жизнь») с «амин» («вещество», получилось слово «витамин».
Дополнительным подспорьем в работе над проектом стали детские энциклопедии, книга Георгия Юдина «Главное чудо света», в которых ярко и наглядно, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников рассказывается о том,как устроен человек, как правильно заботиться о человеческом организме.
Слайд 22
Работа в рамках образовательной области «Чтение художественной литературы» помогла при помощи художественных произведений обогатить и закрепить знания детей по проекту «Я и моё здоровье». Были подобраны стихотворения, отражающие тематику здорового образа жизни, пословицы и поговорки о здоровье, загадки о спорте.
Слайд 23
Приобщение дошкольников к нормам здорового образа жизни происходит в первую очередь в игровой деятельности. Поэтому образовательная область «Социализация» стала органичной частью работы по проекту. В первую очередь, это дидактические игры здоровьесберегающей направленности :
• «Сложи пирамиду питания»
• «Цветок про зубок»
• «Что для чего» (части тела человека)
• «Слушаем звуки»
• «Карусель» (охрана зрения)
• «Что полезно, что вредно для здоровья»
• «Узнай по вкусу, по запаху, по звуку» и т. д.
• «Витаминки в корзинке»
• «Советы Доктора воды»
• «Мои помощники - ухо, горло, нос».
После беседы «Кто заботится о нашем здоровье» создали условия для сюжетно-ролевых игр «Поликлиника», «Аптека», «Врач-окулист».
Слайд 24
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа в детском саду не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Ведь недаром говорится: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Личный пример родителей, ведущих здоровый образ жизни, является важнейшим фактором в воспитании здорового ребёнка. В рамках проекта «Я и моё здоровье» уделили особое внимание пропаганде здорового образа жизни. Были выпущены информационные бюллетени «Вредные привычки», оформлены наглядные материалы для родительского стенда:
- «Семейный кодекс здоровья»
- «Сказочное питание. Как организовать питание дошкольника»
- «Всемирный День здоровья»
Подготовлены консультации «Проведение закаливающих процедур в домашних условиях», «Оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении и дома»
Индивидуально для каждого родителя были предложены памятка «Пять простых правил формирования правильной осанки», тест «Можно ли Ваш образ жизни считать здоровым?».
Проведены родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здорового образа жизни
В группе оформлена наглядная информация : «Уголок здоровья», в содержании которого отражена работа с детьми по формированию привычки к здоровому образу жизни, оздоровительно-профилактическая работа.
Сайд 25
Благоприятно отразились на психическом здоровье детей прогулки «Отдыхаем всей семьёй». Вместе с папами и мамами дети катались в лесу на лыжах и санках. Это были незабываемые минуты радости для детей
Слайд 26
Презентацией проекта «Я и моё здоровье» стал праздник, посвящённый Всемирному Дню здоровья, на котором были организованы весёлые спортивные игры и эстафеты.
Завершив проект, мы ещё раз убедились в важности формирования у дошкольников культуры здоровья. Наши воспитанники уже многое знают о себе и своём здоровье, но ещё больше им предстоит узнать. Мы надеемся, что у каждого из них из них появится самая главная, основная, жизненно необходимая привычка – привычка к здоровому образу жизни.