Елена Сотникова
Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлен опыт работы по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в детском саду, описаны задачи, которые решаются в процессе физического развития; формы работы, используемые в воспитательном процессе, взаимодействие с родителями воспитанников.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, двигательная активность.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья детей дошкольного возраста. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основы физического и психического благополучия. Не секрет, что в настоящее время намечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей. Ведущими являются нарушения центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Статистика приводит «печальные цифры». Так физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, т. е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. 25-35% детей, приходящих в первый класс имеют физические недостатки или хронические заболевания. Главная причина: культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Таким образом, устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста, указывает на необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить данную ситуацию. Актуальность работы в данном направлении очевидна.
Здоровый образ жизни детей - это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Чтобы быть здоровым, нужно выполнять правила личной гигиены и режим дня, правильно питаться и заниматься спортом, отказаться от вредных привычек. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. В нашем детском саду организована разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. А наличие бассейна и спортивного зала повышает эффективность оздоровительной работы и способствует повышению резистентности детского организма к воздействию вредных факторов.
Одним из условий рациональной организации деятельности считаем обеспечение оптимальной двигательной активности, позволяющей удовлетворить физиологическую потребность в движении, тем самым дающую возможность развитию основных двигательных навыков и умений. В рамках реализации данного направления в образовательную деятельность включается реализация парциальной программы дошкольного образования «Выходи играть во двор» Л. Н. Волошиной, которая направлена на полноценное физическое развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом интересов и потребностей детей и родителей. Она отражает специфику национальных и социокультурных условий Белгородчины. При организации двигательной активности используем следующие формы работы: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, оздоровительная гимнастика, прогулки, физкультурные досуги: «Весёлые старты», «Мы со спортом крепко дружим». При проведении досугов дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют предложенные задания. Это способствует развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, решительности. Значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроение и взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура. Также играм с мячом отводим немаловажную роль. Выполнение разнообразных манипуляций с мячом способствует развитию общей координации, глазомера, совершенствованию деятельности коры головного мозга.
Формирование здорового образа жизни включает и оздоровительные мероприятия. Поэтому в нашем детском саду разработаны алгоритмы оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми утром и после дневного сна. Используем различные формы оздоровительной работы: утреннюю гимнастику, по возможности, на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, артикуляционную и дыхательную гимнастику, музыкотерапии, оздоровительные и подвижные игры, пальчиковую гимнастику, динамические паузы, ходьба по тренажёрам и «Дорожкам здоровья», разные виды массажа и самомассажа, полоскание рта после каждого приёма пищи. Ежедневно в своей работе используем пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание пространственной предметно-развивающей среды в группе. Правильно организованная двигательная предметно-развивающая среда даёт широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей, позволяет детям в полной мере развивать свои способности, проявлять самостоятельность. Поэтому в каждой группе нашего детского сада создан физкультурный уголок, в котором располагается различный спортивный инвентарь, дидактические пособия. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Огромную роль в воспитании по здоровому образу жизни играет и семья. Достижение положительных результатов в оздоровлении дошкольников возможно при организации совместной работы педагогов и родителей. В работе мы используем как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, коллективные, и индивидуальные, беседы, тематические выставки, так и нетрадиционные (совместные развлечения, занятия). Совместные занятия детей с родителями - пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями. Традиционными являются такие мероприятия, как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Любимые игры бабушек и дедушек». Они позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества.
Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни процесс сложный, продолжительный и многогранный. Организация данного процесса необходима в каждом дошкольном образовательном учреждении. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие / Л. Н. Волошина и др. – Воронеж: Издат-Черноземье. – 2017. – 52 с.
2. Копейкина, Т. Е. Организация оздоровительной физической культуры для детей дошкольного возраста: учебное пособие / Т. Е. Копейкина. – Архангельск: САФУ, 2019. – 102 с.
3. Крукович, Е. В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы: монография / Е. В. Крукович, Л. В. Транковская. – Владивосток: Медицина ДВ, 2018. – 216 с.
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155.