Наталья Ярушина
Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем.
Публикация «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивнооборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места (прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнаты, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Они не пытаются бежать и в тех случаях, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещениях очень нелегко. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. И пока достучишься до детского ума и сердца, приходится не раз и не два проследить путь от безобидной шалости со спичкой до большой беды.
И эту работу надо начинать еще в дошкольном возрасте. Чтобы познакомить детей с правилами пожарной безопасности, прежде всего, необходимо определить тот объем знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которые следует раскрыть. В воспитательном процессе ДОУ выделена образовательная область “Безопасность”, которая включает в себя задачу по передаче детям знания о правилах пожарной безопасности и их соблюдении. Данную работу мы проводим через: запланированные по плану мероприятия; организацию образовательной деятельности с детьми; совместную деятельность и общение взрослых и детей; игровую деятельность детей; свободную самостоятельную деятельность детей.
Целью является: Формирование у детей начальных знаний и навыков по пожарной безопасности. Познакомить детей с предметами, требующими осторожного обращения. Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей. Обучать детей адекватным действиям в пожарных ситуациях, правилам поведения при пожаре. Убедить детей в важности и необходимости знаний о себе: фамилию, имя, домашний адрес, номер телефона, учить набирать номер пожарной службы, формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации. Информировать и вовлекать родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ. Формировать навыки самостоятельности. Развивать познавательную активность, любознательность, мышление, коммуникативные навыки. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, мы продумываем варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, так как без преодоления трудностей нет полноценного развития.
Организуя деятельность детей, заботимся о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого создаем специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкрепляем намерения ребенка, авансируя успех (у тебя получится, ты справишься); акцентируем внимание на положительные черты (ты такой внимательный, ты же наш художник); усиливаем мотив деятельности (ведь ты хочешь научиться рассказывать, так интересно узнать новое). В непринуждённой игровой форме доносим до детей понимание опасности пожара, опасных предметов и неумелого, невнимательного и безответственного отношения людей к своей жизни и здоровью. В этом нам помогает ситуативное общение «Кто с огнем не осторожен - у того пожар возможен» (решение проблемы, нахождение вариантов решения, ситуативное обыгрывание). Беседа: «Эвакуация при пожаре», Сюжетноролевые игры: «Мы - юные пожарные», «Оказание первой помощи», дидактические игры: «Выбери нужное», «Пожароопасные предметы».
Совместными усилиями сформулировали правила поведения при пожаре, проигрываем различные ситуации, а самое главное – объясняем, почему нужно поступать так и не иначе: • если пожар небольшой – его можно затушить водой, песком или накрыть одеялом; • нельзя тушить водой горящие электроприборы; • нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом - опасен не только огонь, но и дым; • нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых. • в случае возникновения пожара следует немедленно позвать взрослых. • надо позвонить по номеру -01- или 112 (показываю изображение номера, назвать свой адрес и рассказать, что случилось) и др. Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами пожарной безопасности как раз позволяет сделать совместную деятельность с детьми нетрадиционной, яркой, насыщенной, приводит к необходимости использовать различные способы подачи, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. Так же для ребят организуем «минутку вопросов и ответов». На которой дети отгадывают загадки; решаем проблемные вопросы по пожарной безопасности, которые ребята задают в процессе обучения. Обсуждаем и обыгрываем с ребятами следующие ситуации: - Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать? - На сковороде загорелось масло, твои действия? - В детском саду возник пожар, твои действия? и другие… Для закрепления знаний о противопожарной безопасности детям предлагается заняться творческой деятельностью, а это они очень любят, и смастерить своими руками огнетушитель, нарисовали и раскрасили пожарную машину.
Для родителей наших воспитанников подготовили буклеты, стендовые консультации по соблюдению и научению своих детей правилам пожарной безопасности. Следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты