Пищулина Оксана
Формирование основ гражданственности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас Россия переживает глубокие преобразования во всех сферах жизни, и особенно сегодня она нуждается в формировании общества, состоящего из граждан-патриотов, которые действительно любят свою страну, активно участвуют в ее жизни и развитии, испытывают гордость за достижения государства, чтят историю, помогает своим соотечественникам. Поэтому воспитание гражданственности является важной задачей для нашего государства.
В последние годы заметно активизировалась деятельность государства по формированию у граждан России основ гражданственности, патриотизма, гордости за свое Отечество. Об этом свидетельствуют такие документы, как:
Публикация «Формирование основ гражданственности у дошкольников» размещена в разделах
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» утвержденная 30 декабря 2015 г. целью, которой является укрепление духовно-нравственных ценностей. Программа ориентированная на все социальные слои и возрастные группы, в том числе на дошкольников.
• «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Целью, которой является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.
• Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. № 1416 – «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
• В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Анализ современной нормативно-правовой базы дошкольного образования, в первую очередь, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (статьи 63,64) позволяет констатировать, что содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должны быть направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования». В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Таким образом, в двух основных документах в области дошкольного образования особое внимание уделяют содержанию педагогической деятельности в детском саду, обеспечивающей приобщение дошкольников к общей культуре общества, культурным ценностям и овладение социальными нормами и правилами поведения
Наши дети растут в эпоху, которая сильно отличается от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
В дошкольном детстве у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны воспитать у детей чувство гражданственности.
Изучая теорию формирования основ гражданственности у старших дошкольников, были определены задачи :
-воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Задачи формирования гражданственности должны решаться во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, конструировании, трудовой, в восприятии художественной литературы и фольклора, музыкальной, изобразительной, двигательной, так как в совокупности они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и со сверстниками.
Свою работу я начинаю с примерного тематического планирования образовательной деятельности с детьми, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Оно состоит из нескольких разделов :
- Я
-Моя семья
-Мои друзья
-Детский сад
-Родной посёлок
-Армия
-Моя страна
Немаловажным является и создание теплой и уютной атмосферы. В группе создана необходимая предметно - развивающая среда, которая меняется с учётом тематики.
Образ «Я» начинает формироваться у ребёнка с раннего возраста, в результате взаимодействия с близкими людьми. Придя работать в детский сад, я была удивлена тому, что некоторые и детей,общаясь между собой, называют друг друга не по имени, а по фамилии. Я рассказала историю Тани и Миши , которые попали в страну Бесправия, где все друг к другу обращаются не по имени, а «ЭЙ!», т. к. не имеют имён, никто в этой стране не работает,дети отнимают друг у дуга игрушки, обижают слабых и т. д. .В этой стране царит бесправие сделала мы вывод. -Почему?- спросила я детей, тем самым побуждая их рассуждать, размышлять и делать выводы. Познакомила их с первым в жизни человека документом «Свидетельством о рождении», провела беседу по вопросам
-Что это за документ?
-О каком праве он вам напоминает?
-Что значит иметь право на имя?
-Как вы должны обращаться друг к другу?
-Что вы чувствуете,когда вам дают прозвище? и т. д.
Помогла детям сделать вывод, что каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имени. Ведь у людей такие красивые имена.
Для закрепления провожу игры «Назови своё «взрослое» имя», «Как тебя называют родные?», «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя», «Назови имя мальчика», Назови имя девочки», «Цепочка имён»,которые способствуют социально-нравственному развитию личности.
На дом дала задание узнать у родителей, почему вас так назвали, что означает твоё имя. Итогом было оформление альбома «Я и моё имя»», где можно узнать значение своего имени.
Для формирования основ правового сознания я использовала педагогические ситуации: Я хочу принять участие в игре… Позволь поиграть с твоей игрушкой…Меня и друга пригласили прокатиться на машине…Как следовало поступить Красной Шапочке, когда её отправили через лес к бабушке?
Наряду с воспитывающими ситуациями использую проблемные : Какие предметы понадобятся Илье Муромцу в его походе?
Наши дети участвуют в конкурсе рисунков «Я имею право», «Права для всех: я, ты, он, она», все это способствует тому, что формируется знания о правах и обязанностях, воспитывается гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формируется представления о семейных ценностях и традициях.
Большая работа проводится по формированию представлений о своей семье, своем роде:
• Составление родового древа, которое способствует составлению рассказов о своей семье, своей родословной. В итоге была организована выставка «Родового древа», которая вызвала положительный отклик со стороны родителей и детей.
• Собрание фотоматериала «Я и мои близкие», «Мой папа лучше всех» и другие.
• Выставка «Золотые ручки моей мамы».
• Совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Очень маму я люблю…”,», «Делу время- потехе час», «День бабушек и дедушек»,которые помогают сплотить семью.
• Беседы «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьёй», «Мои бабушки и дедушки», «Где работают твои родители?
• Дидактические игры «Найди сходство», «Найди отличие», «Чей я ребёнок угадай» .
• На занятиях по ознакомлению с социальным окружением «Моя семья» формирую представление о семье как о людях, которые живут вместе, развиваю самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитываю у детей доброе отношение к родным и близким.
• В сюжетно - ролевых играх: «Мой день рождения», «В гости к бабушке», «Уложи ребёнка спать» и др. закрепляем опыт поведения в семье.
При проведении занятий на тему «Мои друзья» - углубляли знания о сверстниках, закрепляли доброжелательные отношения к ним через:
• Беседы «Что я думаю о себе и других» ,«Чуткость и доброжелательность», «Почему нам не нравятся люди, которые лгут» формирую умение анализировать свои действия и поступки.
• Чтение художественной литературы : К. Осеева «Три товарища, М. Фомина «Подруги» и др.
При знакомстве детей с детским садом и его сотрудниками провожу :
• экскурсии по детскому саду (на кухню, в медицинский кабинет и др. ,
• наблюдения за работой дворника, плотника, повара, уборщицы, младшего воспитателя и других работников детского сада;
• беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы»;
• дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству»;
• воображаемые ситуации: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в саду?
• учу ориентироваться на территории и в помещении детского сада;
• учу соблюдать правила поведения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи.
Итогом по данному направлению стало оформление стенда «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.
При знакомстве с родным посёлком, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, трудовой деятельностью людей, живущих в Карсуне проводятся :
• экскурсии и прогулки по посёлку ;
• посещаем музей, библиотеки;
• конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного посёлка», «Мой любимый дворик», где активными участниками являются дети и родители;
• игры «Подбери правильно», «Где и кем работают люди в нашем поселке», «Растения нашего края», «Магазины нашего поселка», «Правила поведения в библиотеке (музее, на улице)» использую для закрепления ;
• знакомство с традициями, которые бытуют в нашем поселке. Каждый год на центральной площади устраиваются праздничные мероприятия, посвящённые встрече Нового года, проводам «русской» зимы, Дню Победы, Дню защиты детей, Дню российского флага, Дню Карсуна и многие другие, где наши дети с родителями принимают активное участие;
• знакомлю с символикой страны,так как не все дети знают государственных символов. А если видели или слышали, то не могут объяснить, что это такое. Для решения этой проблемы я, рассказываю, что обозначает каждый цвет, элементы, изображённые на флаге, гербе, воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации.
Для закрепления провожу дидактические игры«Узнай наш флаг», «Узнай наш герб», «Составь флаг».
Полученные знания о родном поселке нашли отражение в групповом проекте «Макеты зданий посёлка». Дети вместе с родителями с интересом включились в работу по созданию макетов. Долго выбирали объект и обосновали свой выбор. Итогом стала выставка в холле детского сада и на празднике, посвящённом 370- летию посёлка Карсун.
Мы участвовали в проекте «Гимны», где мы разучили и исполняли не только гимн России, но и познакомились с гимнами Ульяновской области и Карсунского района, с их историей создания.
В разделе «Российская армия» Рассказываю о трудной, но почетной обязанности защищать Родину.
• Расширяю представления о защитниках Отечества в разные исторические эпохи через чтение былин о русских богатырях и рассказов об армии.
• Мы рассматриваем альбомы «Защитники Отечества», иллюстрации воинов различных родов войск, военная техника и другое
• Проводится поисковая деятельность, которая была заключена в поиске информации о своих родственниках, которые участвовали в ВОВ и помогали в тылу, итогом было участие в акциях «Бессмертный Полк», «Бессмертный тыл». Воспитывая в детях уважение к подвигам земляков - карсунцев в годы Великой Отечественной войны, возлагаем цветы к памятнику Родина-мать (акция «100 дней-100 гвоздик» и воинам-интернационалистам и др.
• Приглашаем в гости ветеранов войны, тружеников тыла.
• В канун праздника Победы проводятся праздничные мероприятия, в которой активное участие принимают родители и дети. Например, были проведены- театрализованная игра «Привал»,где мы показали один день из жизни солдат на фронте. Участвовали в районном смотре строя и песни.
• организуем выставку военной игрушки. В работе выставки приняли участие дети и их родители. Были представлены игрушки, как фабричного производства, так и сделанные своими руками из подручных материалов.
Мы живем в многонациональном районе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов,уважать ее, стараться понять и принять. Очень важным в формирование гражданственности имеет знакомство детей с пословицами, небылицами, былинами, загадками, разными жанрами устного народного творчества, т. к это ведёт к приобщению к общечеловеческим ценностям.
Я знакомлю детей с традициями и обычаями народов, проживающих в нашем регионе. Для этого мы:
• ходим в краеведческий музей,
• играем в народные игры,
• делаем тряпичные народные игрушки и обереги,
• участвуем в народных праздниках «Колядки»., «Масленица»,«Троица»,«Кузьминки» и другие
• проводим дни национальных культур - татарской, мордовской, чувашской, русской, татарской и другие.
В рамках регионального проекта «В гостях у сказки» дошкольники с интересом знакомились и принимали участие в инсценировках сказок, пели песни, водили хороводы, разучивали подвижные игры разных народов. Наша группа проводила мероприятия по ознакомлению с азербайджанской культурой. Не остались в стороне и родители готовили блюда национальной кухни, шили костюмы для детей,помогали в организации выставок и конкурсов
На непосредственно-образовательной деятельности знакомились со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»).
Одно из главных условий формирования гражданственности– приобщение детей к трудовой деятельности. Знакомлю детей с трудом взрослых, с профессиями для этого провожу наблюдения, экскурсии, сюжетно- ролевые и дидактические игры, приучаю детей к самостоятельности через самообслуживание.
Вся работа по формированию гражданственности проходит в тесном контакте с семьей.
Я использую следующие формы работы с родителями:
• Стенды «Патриотический уголок», «Родителям о правах детей»
• Выставки детских рисунков, поделок, плакатов ("Улица, на которой я живу", «Моя семья» и др.);
• Акции «Посади дерево», «Изготовление кормушки» ,"Чистый поселок»;
• Консультации:«Познакомьте ребёнка с родным поселком», «Традиции семьи,», «Ребёнок имеет право», «Чем занять ребёнка в выходной день»;
• Круглые столы;
• Заседания клуба молодой семьи
Формирование основ гражданственности у ребёнка дошкольного возраста – это закладывание предпосылок будущей активной гражданской позиции человека через любовь к Родине, к близким, к сверстникам, к родному краю, желание сделать жизнь лучше, достойнее и красивее, испытание гордости за достижения государства.