Чепланова Анна
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время как никогда актуальной стала проблема финансово-экономического воспитания дошкольников, что определяется социальным заказом.
В исследованиях А. Д. Шатовой отмечается, что детям дошкольного возраста доступны некоторые представления о деньгах. Кроме этого автор говорит, что финансовое воспитание дошкольников необходимо осуществлять в соответствии с комплексным подходом, который представляет собой синтез нравственного, трудового, экономического аспектов образования [3].
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Формирование финансовой грамотности способствует приближению ребенка к реальной жизни, пробуждению экономического мышления, приобретению качеств, присущих настоящей личности. В дошкольный период детства происходит закладывание не только основ финансовой грамотности, но и стимулов к познанию [2].
На дошкольном этапе детства есть определенный период, когда ребенка можно вводить в финансовый мир, когда происходит превращение финансово-экономических ценностей в этические, демонстрируются высокие показатели нравственного воспитания, - старший дошкольный возраст [1].
Важным аспектом в формировании финансовой грамотности дошкольников является формирование первичных социальных компетенций детей дошкольного возраста в сфере личных и семейных финансов.
Для формирования первичных социальных компетенций детей дошкольного возраста в сфере личных и семейных финансов можно предложить детям игру «Семейный бюджет».
На мотивационно-ориентировочном этапе педагог говорит о том, что одни ее знакомые рассчитали свой семейный бюджет и поняли, что не могут поехать на море, дети расстроились. Желание помочь и применять свои знания может стать мотивационной основой предстоящей работы.
На поисковом этапе следует организовать обсуждение: Что нужно сделать, чтобы помочь? Что такое семейный бюджет и пр. После обсуждение педагог предлагает определенный план действий, например, выяснить составляющие семейного бюджета, найти способ изменить семейный бюджет, дать совет друзьям.
На практическом этапе детям предлагается игровая ситуация «Из чего складывается семейный бюджет?» (ознакомление детей с понятиями «доход» и «расход», выявление доходов семьи, обсуждение, дидактическая игра «Товары и услуги» (приведение примеров товаров и услуг, на которые семья расходует средства из семейного бюджета, аналитическая работа «Как уменьшить расходы?» (выполнение заданий в группах).
На рефлексивно-оценочном этапе дошкольники рассматривают составленный ими план, поясняют, что удалось сделать. Затем формулируют совет семье друзей.
Таким образом, актуальность вопроса формирования финансовой грамотности обусловлена необходимостью экономического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Данная проблема связана с современными экономическими условиями жизни социума, т. к. в мире постоянно происходят экономические процессы.
Список использованной литературы
1. Красноперова И. В. Проектирование системы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста// Образовательный вестник «Сознание». 2020. № 22. С. 11-16.
2. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. 176 с.
3. Шатова А. Д. Дошкольник и экономика // Обруч. 1999. № 1. С. 42.