Анна Сивашова
Формирование основ духовных ценностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. Смена ценностных ориентиров способ-ствует нарушению духовного единства общества, изменению жизненных приоритетов у молодежи, разрушению ценностей старшего поколения и деформации важных для государства моральных норм и нравственных установок.
Дошкольная образовательная организация ориентирована на воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов дошкольников, подготовку их к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Публикация «Формирование основ духовных ценностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Социальным заказом для современной дошкольной образовательной организации является система общих педагогических требований, соответствующих национальным задачам. Основной ориентацией воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации является достижение образа человека, который обладает приоритетным значением для общества в определенных конкретно-исторических социокультурных условиях. В виде национального приоритета выступает приумножение многонационального народа Российской Федерации по численности, повышение качества его жизни, творчества и труда. Для этого необходимо укреплять нравственность, духовность, гражданскую солидарность, государственность, развивать национальную культуру.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста – важный компонент социального заказа для образования. Он сформулирован в таких документах, как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Стратегия воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и др.
Нравственное воспитание всегда высоко ценилось в человеческом обще-стве и являлось предметом исследования основоположников философии и пе-дагогики и современных ученых.
Духовно-нравственное воспитание связано с духовными ценностями, ко-торые составляют главное в жизни и поведении каждого человека. За последнее время проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных, и, одновременно, базисных потребностей общества в максимально полном и адекватном развитии подрастающего поколения. С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных и политических трансформацией последнего времени, что привело к утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания, принятого в отечественной педагогике.
На стыке этих двух противоречивых тенденций возникает актуальная необходимость исследования духовно-нравственного воспитания подрастаю-щего поколения, состоящая в критическом переосмыслении опыта предыдущих поколений исследователей и формировании нового, востребованного видения этой проблемы в современных условиях развития общества.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование основ духовных ценностей у детей дошкольного возраста».
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей старше-го дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы и методы формирования основ духовных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является выявление педагогических условий фор-мирования основ духовных ценностей старших дошкольников путем реализа-ции программы духовно-нравственного воспитания.
Гипотеза исследования заключается в том, формирование основ духовных ценностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий: создания необходимой атмосферы психологического комфорта; применения интегрированных видов деятельности по реализации программы духовно-нравственного воспитания; взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность и структуру духовно-нравственного воспитания старших дошкольников;
- охарактеризовать формы, методы и средства формирования духовных ценностей детей старшего дошкольного возраста;
- реализовать на практике программу духовно-нравственного воспитания «С чистым сердцем»;
- проанализировать результаты экспериментальной работы по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение и обобщение педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, эм-пирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ документов; количественный и качественный анализ экспериментальных дан-ных.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка Саратовской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, два раздела, заключения, списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания цен-ностного детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образова-тельной организации
1.1 Формирование духовных ценностей старших дошкольников : понятие, сущность, условия
В рамках нашего исследования рассмотрим сущность основных понятий духовно-нравственного воспитания.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [19].
Общая цель воспитания в дошкольной образовательной организации – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее – Концепция) определены основные подходы к определению понятия «духовно-нравственное воспитание». Содержание этого документа является методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов.
Опираясь на положения Концепции, мы можем определить основную цель духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних, которая заклю-чается в определении «национальный воспитательный идеал». Исходя из ин-терпретации данного феномена, воспитание подрастающего поколения необходимо строить на основе национальных базовых ценностей, а именно: патриотизма, гражданственности, социальной солидарности, человечества, науке, семье, труде и творчестве, традиционных российских религиях, искусстве и литературе [4].
Базовые ценности составляют основу уклада жизни дошкольной образо-вательной организации, определяют различные виды деятельности детей. Ду-ховно-нравственное воспитание согласно «Концепции духовно-нравственного развития будущего гражданина Российской Федерации» базируется на изуче-нии социально-культурного опыта предшествующих поколений, представлен-ного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции скла-дывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.
Для того чтобы ценности осваивались ребенком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы дошкольной образовательной организации.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направле-ния воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества – в основе социального направления. Ценность знания лежит в основе познавательного направления, ценность здоровья – в основе физического и оздоровительного направления воспитания, ценность труда – в основе трудового направления, ценности культуры и красоты – в основе этико-эстетического направления воспитания. Воспитательные задачи согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Одним из условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
В дошкольном возрасте складывается базис личности, развивается активность как фактор познания, усвоения нравственного опыта, формируются виды деятельности, где может реализоваться позиция ребенка. Возрастные особенности ребенка (эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых, любознательность) характеризуют дошкольный возраст как сензитивный для формирования ценностных ориентаций. Исследования А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой, Я. З. Неверович, Р. Б. Стеркиной подтверждают важность дошкольного детства для духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это первая ступень становления духовно-нравственной личности ребенка. В этом возрасте ребенок воспринимает и переживает свои первые духовно-нравственные впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь, духовный и нравственный выбор.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутренне изменение ребенка, который нередко может получить свое выражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.
Построение образовательной работы в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО направлено на решение задач позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития; развитие инициативы и творческих способностей [11].
Т. И. Петракова дает такое определение понятию «духовно-нравственное воспитание» как организованный, целенаправленный процесс как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности ребенка, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира [14].
А. В. Глумной рассматривает духовно-нравственное воспитание как про-цесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения (рис. 1).