Людмила Евгеньевна
Формирование основ безопасности в природе у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающего мира из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях. Ни для кого не секрет, что сложившаяся экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Мы серьезно начинаем задумываться о том, какими вырастут нынешние дошкольники, сумеют ли они адаптироваться в современном мире.
Публикация «Формирование основ безопасности в природе у старших дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения?
Постараемся ответить. Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
В настоящее время вопросы охраны природы, разумного и бережного отношения к флоре и фауне нашей страны приобретают все большую актуальность. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного к ней отношения, признаваемого в качестве одной из задач экологического воспитания. Чтобы наши дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Именно благодаря этому в дошкольном возрасте у ребёнка появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к окружающему миру. Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей: как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? в повышение активности в решении некоторых экологических проблем.
В связи с этим встает вопрос выбора методов и приемов обучения, соответствующих особенностям мышления дошкольников и выбора форм организации обучения, делающих этот процесс наиболее результативным. Одним из методов работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения в природе, - является проектный метод. Он актуален и очень эффективен. Использование метода проекта привлекает потому, что:
- во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;
- во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;
- в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми, позволяют объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых и способствуют улучшению микроклимата в группе;
- в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях;
- в-пятых, воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях, в формировании у дошкольников осознанного поведения, привития ребенку устойчивых навыков безопасного поведения в любой экстремальной ситуации.