Веселова Анна
Интерактивные технологии в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов специальностей 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) и 44.02.02 Преподавание в начальных классах посредством интерактивных технологий
Веселова Анна Николаевна, методист, преподаватель
Совершенствование международных стандартов обучения и все более широкое их использование в нашей стране показывает, насколько важным для российского образования является вопрос подготовки высококвалифицированных кадров на основе использования новейших образовательных технологий и инноваций, недостаток которых последнее время ощущается особенно остро.
Публикация «Интерактивные технологии в начальных классах» размещена в разделах
В соответствии с требованиями ФГОС реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Следовательно, и основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных технологий обучения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета.
Другие придерживаются мнения, что это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Из этого следует, что интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Вполне допустимо и более широкое толкование понятия «интерактивное обучение», как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие всех обучающихся, включая педагога.
Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного процесса, достижение всеми обучающимися высоких результатов обучения. Суть использования интерактивных форм проведения занятий состоит в погружении студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего специалиста.
При использовании интерактивных методов обучающийся становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий. Интерактивные формы могут быть использованы при проведении лекций и практических занятий, при самостоятельной работе студентов, проведении опроса и обобщения и других видах учебных занятий.
В соответствии с ФГОС СПО в образовательном процессе должны быть использованы такие формы организации обучения как практические занятия, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, компьютерные симуляции, тренинги. Преподавателю необходимо овладевать интерактивными формами и технологиями проведения занятий : играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и другими приёмами, потому что именно они развивают базовые компетентности и метакомпетентности студента, формируют необходимые для успешной будущей профессиональной деятельности умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.
С целью повышения внутренней мотивации обучающихся к изучению учебных дисциплин, в процессе преподавания следует применять различные интерактивные формы организации и методы обучения: фронтальная беседа с группой, работа в мини группах, ролевые и деловые игры, игровые упражнения, проектирование, дискуссии, практикумы, использование медиатеки, интервью, компьютерное тестирование, моделирование и решение ситуаций, просмотр и обсуждение видео материалов, презентации и др.
Так, например, в рамках преподавания учебных дисциплин «Психология общения», «Документационное обеспечение управления», «Менеджмент» активно применяются ролевые и деловые игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, отработку приемов партнерского общения, развитие толерантного отношения к другим, применение средств невербального общения, развитие навыков корректного ведения диспута; навыков публичного выступления, умения аргументировать и убеждать, принимать групповое решение; моделирование и разыгрывание ситуаций по эффективному применению речевых тактик, закреплению этических форм общения, в том числе этикета телефонного разговора, письменной речи, навыков составления текстов официально-деловых документов; разработка памяток, буклетов, презентаций для выступления на семинарских и практических занятиях, организовывались дискуссии.
На практических занятиях по учебной дисциплине «Психолого-педагогический практикум» обучающиеся в рамках учебной группы проводят диагностику профессиональной направленности, индивидуального стиля деятельности, индивидуальных особенностей, стиля взаимодействия в коллективе, реализовывают краткий вариант проведения родительского собрания и разрабатывают к нему презентацию, разрабатывают рекомендации для родителей и педагогов по коррекции личностных качеств обучающихся, коррекции межличностных отношений, проводят игровые и тренинговые упражнения, дискуссии по вопросам воспитания обучающихся.
В рамках изучения учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», «Теория и методика инклюзивного образования» организовываются игры-дискуссии по темам: «Сегрегация, интеграция, инклюзия: «за» и «против», «Мы все имеем равные права!» и т. п. на основе видеоматериалов, подобранных студентами и подготовленными комментариями к ним.
На практических занятиях и в рамках самостоятельной работы обучающиеся разрабатывают консультации, информационные буклеты с применением ИКТ.
Учебные занятия сопровождаются мультимедийными презентациями, видеоматериалами. Рубежный и текущий контроль проводится в форме тестирования, в том числе компьютерного. Так же активно на учебных занятиях, в рамках контроля усвоения знаний, применяется опрос по принципу «перекрёстного огня» в парах, между командами. Опрос осуществляют сами студенты, что обеспечивает участие и взаимодействие всех обучающихся. Активно применяется опрос в форме интерактивной игры «Морской бой». Интересен приём при проведении опроса, заимствованный из телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Суть данного приёма заключается в том, что вопрос задаётся конкретному студенту, но при затруднении дать ответ, он может выбрать «помощь друга» или «помощь зала». Оценивание осуществляется коллективно после обсуждения, что позволяет обучающимся развивать умение представлять и аргументировать свою точку зрения, формировать навык объективной оценки и самооценки, дискутировать.
В рамках преподавания перечисленных учебных дисциплин активно применяется метод Case-study, который позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы, расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования, что является одним из условий формирования профессиональных компетенций.
Таким образом, современные интерактивные технологии, дают возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию информационной культуры обучающихся.
Следовательно, интерактивное обучение является эффективным инструментарием решения задач, стоящих перед современным образованием: «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.
Список используемой литературы:
1. https://studfiles.net/preview/5055243/page :2/ - Понятие интерактивного обучения.
2. https://pandia.ru/text/79/153/21610.php - Интерактивные технологии в образовательном процессе.
3. https://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf - Гузеев В. В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. - [Электронный ресурс].