Наталия Куликова
Формирование образной речи у старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей логопедической группы.
Формирование образной речи у старших дошкольников.
Формирование образной речи у дошкольников осуществляется в основном в процессе образовательной деятельности в области коммуникация и познание, важную роль играет чтение художественной литературы.
Публикация «Формирование образной речи у старших дошкольников,» размещена в разделах
В процессе заучивания и чтения наизусть, пересказе, рассказывании сказок, при запоминании пословиц и поговорок, загадывании и отгадывании загадок, проговаривании скороговорок и потешек, а также в специальных упражнениях развивается образность детской речи.
Дети этого возраста имеют уже достаточный уровень художественно-речевого развития. Они приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания произведений, умение мотивированно высказывать своё отношение к содержанию, к персонажам; у них развивается способность замечать связь между содержанием произведения и его изобразительно-выразительными средствами. В этом возрасте дети оказывают предпочтение определённым произведениям и жанрам, у них появляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно. Дети не только могут отличить стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличить рассказ от сказки и, изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснить их необходимость. Проявляется устойчивость интереса к определё нному виду деятельности: одни любят читать стихи, другие рассказывать сказки. Развиваются творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочиняют сказки по аналогии с уже известными. Вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников: дети отмечают, кто лучше придумал, рассказал, прочитал наизусть.
Активизация поэтического слуха у детей, т. е. способности выделять выразительные средства и соотносить их с содержанием, помогают следующие типы заданий.
Давая образец выразительного чтения, воспитатель вызывает у детей интерес к произведению.
Знакомство с малыми формами фольклора - очень важно для формирования эмоциональной сферы ребёнка, образного мышления, творческого воображения, так и для развития речевого аппарата. Игра созвучий, свойственная скороговоркам, потешкам, забавляет ребёнка, заставляет его преодолевать фонетические трудности и приобретать навыки правильно произношения звуков. Сначала следует упражнять в более простых текстах, в медленном темпе, постепенно усложняя содержание, убыстряя темп. Повторение одинаковых или близких по звучанию слогов развивает речевой аппарат детей, улучшает дикцию, а это необходимо для выразительности речи.
В загадывании и отгадывании загадок в образной форме изображаются различные явления действительности. Загадки не только помогают детям знакомится с окружающим миром, обогащают их знанием конкретных детей отдельных предметов и явлений. Народные загадки-шутки требуют от детей находчивости и сообразительности, развивают память, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают игру, они любят не только загадывать известные загадки, но и придумывать свои.
Чтение наизусть пословиц, поговорок помогает приобрести ребёнку навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем формируют способность чувствовать мелодичность и ритм поэтической речи. .
Рифмование отдельных текстов, дают детям понимание особенностей стихотворной речи. Такие задания выполняются в конце занятий по ознакомлению с поэтическим произведением. Детям предлагают такую игру: придумай слова, окончания которых звучали бы одинаково. Воспитатель называет слово, а дети рифмуют его с другими словами: сад - виноград, рад, акробат.
Формируя навык выразительного чтения, рассказывания, необходимо учить детей чувствовать художественную речь, развивать у них восприимчивость к слову, обучать технике чтения: правильному дыханию, чёткой дикции, умению управлять своим голосом. С этой целью полезны специальные задания. Развивая речевую выразительность, следует при пересказе подчёркивать характер персонажей. Например, в сказке "Волк и семеро козлят" за волка нужно говорить низким голосом, грубым, а за козлят слабым, тоненьким и т. п. Возможны также задания на определение настроения, выраженного одной и той же фразой, произнесенной с различной интонацией. Воспитатель то радостно-восторженно, то озабоченно-грустно произносит фразу: "Зима пришла". Дети должны определить, в каком случае звучит радость, а в каком передаётся грустное чувство. Чтобы научит ребёнка определять в тексте логическое ударение, целесообразно, прочитав четверостишие, спросить, почему нужно выделить то или иное слово. Подобные задания помогают совершенствованию этого навыка, обогащают детскую речь выразительными интонациями.
Таким образом, речевая образность развивается как во время слушания, заучивания наизусть художественных текстов, так и при выполнении специальных творческих заданий.
Выполняя такие задания, дети задумываются над смыслом слова, стремятся употреблять из так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной предмет, явление. Они приобретают знания об образности слова, у них развивается понимание различных его оттенков.