Яна Анисина
Формирование нравственных основ дошкольников в процессе трудовой деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.
Публикация «Формирование нравственных основ дошкольников в процессе трудовой деятельности,» размещена в разделах
Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание. Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, беседуя с дошкольными работниками, мы постоянно сталкиваемся с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально-положительного отношения к труду. Нужны какие-то дополнительные условия. Вместе с тем приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу нравственно-трудового воспитания детей.
Если ребенок не умеет трудиться (поставить трудовую задачу, найти способы ее достижения, добиться намеченной цели, то как может стать средством воспитания деятельность, которой пока нет? Педагог должен обучить ребенка необходимым для предстоящего труда навыкам и умениям, научить его достигать цель, добиваться желаемого результата. Без этого труд как самостоятельная деятельность теряет свой смысл.
Воспитатель учит детей выполнять трудовой процесс в определенной последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость, организованность. Он учит элементарно соотносить результат с поставленной целью, задачей. (Надо было вымыть игрушечную посуду,
постирать кукольное белье.) Полученный результат (посуда чистая, белье выстирано) дает основание судить о целенаправленности действий ребенка при выполнении работы, о проявлении элементарной ответственности.
Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику. Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких средств и приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь ее, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия.
Эффективность воспитания и обучения зависит от того, насколько эмоционально ребенок относится к обучению, к сложившейся ситуации, как переживает успехи и неудачи. Благодаря положительным чувствам сам процесс деятельности начинает восприниматься им как что-то само по себе положительное.
Часто увлечение взрослых обучением, их стремление поскорее сформировать у детей умение трудиться приводят к тому, что забывается необходимая зависимость между обучением действиям и воспитанием положительного отношения к ним, желания научиться их выполнять. В таких случаях происходит активное формирование деловых качеств, становлению которых способствует содержание трудового процесса, а также логика действий и операций, совершаемых ребенком в соответствии с поставленной задачей. При этом ребенок не всегда испытывает удовольствие и радость от того, что делает, или от того, что ему предстоит еще сделать. Это снижает эффективность как и его деятельности, так и самого воспитательного процесса. Мы учим детей трудиться и, конечно, воспитываем в процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического воздействия на детей, которые не должны разрываться. Нравственное воспитание в труде тесно связано с уровнем развития трудовой деятельности. Этот уровень различен на разных возрастных этапах дошкольного детства. Он может различаться даже в пределах одного возраста, хотя опора идет на общие закономерности развития.
Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс не отличается от их поведения в игре. Об этом свидетельствуют детские ответы на вопросы взрослого. Так, когда ребенка трех лет спрашивают: «Ты любишь трудиться?» — он, как правило, отвечает утвердительно. На вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять?» — дети обычно отвечают: «Люблю кубики возить, домик строить, машинки катать». Лишь в редких случаях малыши называют некоторые трудовые процессы, действия, имеющие отношение к труду : «Люблю ложки раздавать, дежурить, цветочки поливать, стирать куклам». Важно пронаблюдать и поведение младшего дошкольника во время выполнения поручений. Оно граничит с игровым действием, а иногда вообще превращается в игру (мытье пластмассовых игрушек, купанье кукол, расстановка игрушек по своим местам). Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут еще действовать целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне, необычности действия, благодаря тому, что можно подражать взрослым: стирать, как мама, накрывать на столы, как няня, как дежурные в старшей группе, и т. д. Однако увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.
Старшие дошкольники уже хорошо различают игру и труд и соответственно ведут себя в них. Они знают последовательность выполнения
определенного задания и практически никогда не превращают его в игру, а действуют согласно поставленной перед ними цели. Более того, многие творчески подходят к решению поставленной задачи. Например, некоторые старшие дошкольники отказываются поливать цветы водой из-под крана. При этом они говорят: «Надо, чтобы она постояла до завтра и согрелась», «Так нельзя поливать: растения не будут расти». Дети знают, что разные цветы надо и поливать по-разному: одни — в горшок, другие — в поддон, «а то корни загниют». Ребята поливают растения по порядку, последовательно, по-деловому переходя от одного растения к другому. Завершив работу, они ставят лейку на место, предварительно наполнив ее водой. Выполняя задание, дети осознают смысл своих действий.
Старшие дошкольники хорошо представляют себе смысл предстоящей работы, ее последовательность и умеют рассказывать об этом, если педагог предварительно попросит: «Расскажи, как надо поливать цветы, стирать. Что надо делать сначала, что потом?»
Дети средней группы называют лишь несколько действий: «Надо поливать лейкой; надо поливать вот так (показывает); надо налить воды и полить цветы. Возле аквариума тоже полить».
Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для решения задач нравственного воспитания.
Каковы же структурные части (компоненты) трудовой деятельности, по которым можно судить о становлении и развитии этой деятельности у детей дошкольного возраста? Как и у взрослых, это цель, способы осуществления, результат и мотивы.
В чем же особенности структурных компонентов трудовой деятельности дошкольников?
Цель. Труд детей дошкольного возраста организуется взрослыми. Поставленная цель придает определенную направленность поведению ребенка, ориентирует его на результат труда. Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке цели. Однако бывают случаи, когда ребенок ставит перед собой цель и решает простые и понятные ему задачи. Но ребенок может поставить и такую цель, которую заведомо не сможет выполнить, так как дошкольник пока не умеет соотносить свои возможности с поставленной и принятой целью. Поэтому именно взрослому необходимо выбирать для детей задания. При этом следует избегать непосильных задач,
потому что, не достигнув результата, малыши могут в следующий раз отказаться выполнять задание.
Дети пятого года жизни в знакомых повседневных делах могут сами ставить перед собой цель и стремиться достигнуть ее. Особенно активны в таких ситуациях те, которых раньше учили это делать.
Дети старшего дошкольного возраста уже умеют и самостоятельно ставить перед собой цель в разных видах труда, и достигать ее. Способность ставить и достигать цель особенно успешно развивается в тех случаях, когда в итоге получается материальный результат.
Навыки и умения — важнейшее средство для достижения поставленной цели, для осуществления самой деятельности. Важность их настолько очевидна, что, вероятно, поэтому другим компонентам труда придается меньшее значение.
По мере образования навыков уменьшается количество необходимых упражнений, повышается точность выполнения действий. На процесс усвоения необходимых трудовых навыков с возрастом все большее влияние начинает оказывать словесная инструкция взрослого. Усвоение навыков становится все более осознанным, полным и правильным. Осознание усваиваемых умений и навыков повышает интерес к деятельности, который закрепляется использованием в процессе труда различных инструментов, оборудования, материалов. Взрослый должен следить за тем, чтобы оборудование и материалы для труда были использованы согласно назначению, а не превратились в предмет игры, другого занятия.
Обучение детей трудовым навыкам для предстоящей работы — важный и необходимый этап трудового воспитания дошкольников. Но при каких условиях трудовые навыки могут стать средством воспитания положительного отношения к труду? Наблюдения, опыт педагогической работы в разных возрастных группах детского сада показали, что процесс овладения необходимыми навыками иногда является механическим, а порой приобретает яркую эмоциональную окраску. Это прежде всего связано с тем, как ребенок настроен к деятельности, желает ли научиться тому, что предстоит сделать. В специальной литературе этот момент определяется как готовность к выполнению работы, готовность к деятельности. Именно он представляет большую ценность в решении задач нравственного воспитания, в воспитании положительного отношения к труду. Готовность трудиться во многом зависит от содержания предстоящей деятельности, от того, один или совместно с кем-либо будет ребенок выполнять предстоящую работу, от мотива выполнения задания в целом (насколько высок уровень осознания
смысла выполняемой ребенком работы).
Чем ближе и понятнее цель работы, тем выше ее результативность. В группу средств достижения цели включается также умение планировать работу и самому контролировать ее.
Умение планировать работу относится к обще-трудовым умениям и является необходимым для любого вида деятельности
Планирование — это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Понятно, что детям дошкольного возраста этим умением овладеть нелегко. Исследователи указывают на некоторые особенности формирования у дошкольников умения планировать. Главное заключается в необходимости выяснить, какие задачи нравственного воспитания можно при этом решать.
Результат — показатель завершения работы. Это то, ради чего была задумана работа, ставилась цель деятельности, подбирались средства ее достижения. Сам материальный, вещественный результат оценивается и принимается во внимание детьми не сразу. Для детей младшего дошкольного возраста важнее не столько результат, сколько сама деятельность, осуществленная вместе со взрослым. При целенаправленной педагогической работе дети рано начинают проявлять интерес к результату. Так, в 2,5—3 года этот интерес возникает при условии, если воспитатель настойчиво обращает внимание ребенка на то, что и зачем он сделал. В противном случае результат для детей этого возраста не важен. Увлеченный желанием поливать, малыш с интересом продолжает носить воду, даже если все растения уже политы. Воодушевленные дежурством по столовой, многие дети во время раздачи посуды кладут по две ложки около одной тарелки и носят их до тех пор, пока не заметит воспитатель. Они не осознают завершенности процесса труда. Лишь на пятом году жизни результат становится предметом внимания детей. Они начинают интересоваться тем, как отнесется воспитатель к сделанному, как выполнил такую же работу сверстник, что сказал по поводу их работы взрослый.
Таким образом, результат деятельности становится важным в воспитательном плане, если к нему формируется правильное отношение, объясняется его необходимость. Чтобы результат стал для детей значимым, в процессе оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и как сделано, т. е. сам процесс работы, меру приложения усилий. Только в этом случае наиболее успешно формируется положительное отношение к деятельности. Достижение результата в труде имеет значение прежде всего как педагогический фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. Итак, результат труда становится ценным в педагогическом отношении тогда, когда педагог ставит своей задачей использовать его как фактор воспитания.
Мотивы — важнейший компонент деятельности и формирования отношения к ней. У детей дошкольного возраста уже имеют место общественно значимые мотивы в своей простейшей форме — стремление сделать что-то полезное, порадовать другого человека. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы — то, ради чего и ради кого она выполняется. Для дошкольника должна быть обязательно установлена непосредственная зависимость между мотивом и продуктом деятельности, между тем, что делать и для чего делать. Важно, чтобы эта связь нашла опору в его жизненном опыте. Ребенку небезразлично, как может быть использован достигнутый им результат. Стремление малыша быть полезным окружающим побуждает его не ко всякой работе, а только к такой, в которой он может сделать что-то полезное.
Стержнем формирования личности в процессе становления всех указанных выше компонентов трудовой деятельности является отношение. Отношение к поставленной цели, к процессу ее реализации, к достигнутому результату определяет отношение к трудовому процессу в целом. Поэтому надо иметь в виду, что в процессе формирования трудовой деятельности не все ее структурные компоненты прямо влияют на формирование эмоционально-положительного отношения к труду. Их воспитательное воздействие на личность ребенка может быть лишь при определенных условиях, позволяющих наполнять их нравственным содержанием. Тем самым будет создаваться и поддерживаться эмоционально-положительная основа на всех этапах трудового процесса, а не только на тех, когда воспитательное воздействие на личность того или иного компонента труда очевидно.