Елена Васильевна Алексеева
Формирование нравственности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших актуальных задач дошкольного образования является привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей. Человек, наделенный нравственностью, способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве, её основа закладывается уже к 7 годам, поэтому развивать нравственность нужно в раннем возрасте. Педагоги активно работают в этом направлении, обеспечивая для этого соответствующие условия, включая всё новые методы развития личностных качеств детей, пытаясь привить своим воспитанникам определенные черты нравственного поведения : честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности. Период дошкольного детства – время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны. Доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. На занятиях, в беседах и играх детям даются знания, развивающие нравственность у ребенка, помогающие проявить в ребенке его лучшие моральные качества. Воспитатель предлагает детям поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры, которые могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как совместные игры учат детей чувству коллективизма, важности следования правилам и честности, помогают детям брать на себя ответственность за некоторые свои действия. Необходимо обсудить с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он мог оценивать свои мысли и принимать верное решение. Донести до сознания ребенка, что хорошие поступки имеют хорошие последствия, и наоборот. Но ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо. Все правила нравственности и доброжелательства должны передаваться детям чаще и скорее всего не словами, а фактами самой повседневной жизнедеятельности, личным примером. Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания, следует научить ребенка правильным с моральной точки зрения моделям поведения. Так как дети учатся морали у самых близких им людей, необходимо подавать ребенку хороший пример высокоморального поведения. Чтобы помочь в этом ребенку, взрослые могут предпринять следующие шаги: мотивировать ребенка действовать в рамках приемлемых правил и норм, хвалить ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают. Самим придерживаться правил, которым следует научить ребенка, показывая ему хороший пример. Главной мерой достоинств личности были и остаются общечеловеческие моральные ценности: служение Родине, окружающим людям и самому себе. Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу.