Татьяна Владимировна Зайцева
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
/из опыта работы/
Аннотация
Статья посещена воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории родного города, знакомства с его прошлым и настоящим.
Ключевые слова: патриотизм, нравственно- патриотическое воспитание, малая Родина.
Тема нравственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей, для педагогов. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Кто из нас, педагогов не задавался этими вопросами. Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.
Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается чувство патриотизма.
Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. «Дом» – «двор» – «детский сад» – границы мира постепенно расширяются. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Я хочу поделиться с вами опытом работы по нравственно- патриотическому воспитанию в рамках знакомства с малой родиной, более подробного изучения истории и культуры города Мичуринска. В ДОУ было разработано методическое пособие «Любимый город», которое предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Данное пособие заняло место в муниципальном этапе регионального конкурса методических материалов сфере патриотического воспитания. Методическое пособие включает в себя 36 занятий. Предлагаемый цикл занятий может реализоваться как вариативный компонент основной образовательной программы детского сада. Работа по воспитанию у детей чувств патриотизма включает целый комплекс задач:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
помочь осознать историко-культурное место города Мичуринска в истории отечества.
заложить основы для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
воспитывать любовь и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
формирование «образа музея» как храма сокровищ, в котором хранятся коллекции культурно-исторического значения.
развитие образного мышления, художественного восприятия, творчества, активного словаря.
воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.
способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формировать у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Так как дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление, поэтому на занятиях используются познавательные презентации. Было составлено тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о родном крае. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется по 2 направлениям:
моя семья;
моя малая Родина.
Моя семья. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.
В блок входят такие занятия как:
«Мы и наши имена»
«Я и моя семья». Рассматривание альбомов с фотографиями семьи. Аппликация «Семейное дерево»
«Где работают мои родители» Рисование профессии родителей.
Моя малая Родина. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, природе родного края, реках, растениях, животном мире. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
В блок входят такие занятия как:
«Почему так назвали улицу» (Виртуальная фото экскурсия)
«Моя улица» Сюжетное рисование «Моя улица
«Город старый - Козлов» Чтение сказки-были о старом Козлове. Конструирование из строительного материала «Крепость»
«. И город возник на холме» (экскурсия в краеведческий музей)
«Площадь Мичурина» (экскурсия на площадь)
«Мой город» (сюжетное рисование)
Чтение стихотворения «Баллада о Мичуринске» «Знакомство с гербом города Козлова» Графическое задание «Герб Козлова»
«Народные промыслы Козлова - Мичуринска» Лепка «Посуда»
«Козловские узоры» Отгадывание загадок про геометрические фигуры. Декоративное рисование на квадрате, используя геометрические элементы.
«Традиции народных мастеров» Чтение пословиц и поговорок о труде. Графическое задание
«Дымковский конь» Лепка из соленое тесто.
«Его имя носит город» / 1. Лепка плодов и ягод. Выставка работ.
«Его имя носит город» / 2. Экскурсия к могиле И. В. Мичурина, к памятнику
«Козловский женский костюм» Декоративное рисование.
«Знакомство с творчеством художника А. М. Герасимова» Экскурсия в музей-усадьбу А. М. Герасимова
«Церковь на пригорке солнечно света». Слушание колокольного звона.
«Ильинская церковь» Экскурсия.
«Православные традиции» Чтение Е. Ивановской «Предание о первой Рождественской елке»
«Боголюбский собор». Экскурсия. (можно заменить виртуальной)
«Внутреннее убранство храма» Чтение В. А. Жуковского «В минуту жизни трудную».
«Православный храм». Аппликация «Церковь»
«Культурная жизнь Козлова» Экскурсия в дом князей Голицыных
«Главная улица Козлова» Виртуальная фото экскурсия.
«Куда бежит река Лесной Воронеж» Графическое задание (работа с картой. Чтение стихотворение Э. Мошковской «Речка», «Небольшая сказка о нашей речке». Д/и «Кто где живет». Опыт «Очистка воды».
«Лес - словно терем расписной» Работа с контурными картами
«Кто - кто в лесном теремочке живет»
«Пришла телеграмма из леса.» Рисование предупреждающих знаков.
«Земляки – герои ВОВ» Чтение С. В. Михалков «Быль для детей», М. Исаковский «Навек запомни», «Поезжай за моря - океаны». Экскурсия на площадь Славы, к бюсту А. Рората.
«Каменные кружева Козлова» Экскурсия к дому козловской купчихи Мартыновой (здание военкомата)
«Моя малая Родина» Виртуальная фото экскурсия по городу. Аппликация «Флаг России». Просмотр видеоролика о России. Коллективная работа Панно «Неофициальная символы России».
«Брейн-ринг» - итоговое занятие
Формы работы:
занятие;
целевая прогулка;
экскурсия;
игра: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная;
беседа;
выставка детских работ.
Методы работы:
беседа;
дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций, фотографий;
вопросы;
проблемные ситуации и задачи;
обследование (исследование предметов и явлений живой и неживой природы).
Методическое пособие позволяет решить задачи в области нравственно-патриотического воспитания в различных видах детской деятельности. Организация работы с воспитанниками способствует накоплению знаний о родном городе, его истории, достопримечательностях и известных людях города. Предложенные мероприятия помогут оптимизировать познавательную деятельность старших дошкольников, дадут возможность получить широкий спектр информации, которая будет весьма полезна для них в ходе школьного обучения
Список используемой литературы:
1 Белых М. «Сказание о козловских храмах».- Липецк, 1998г.
2Герасимов В. П. «Животный мир нашей родины». – М. : «Просвещение», 1985г.
3Дубасов И. И. «Очерки из истории Тамбовского края». – Тамбов, 1993г.
4 Зотов В. «Лесная мозаика». – М. : «Просвещение», 1993г.
5 Константинов В., Коробов В. «Город старый, город новый». Центрально-Черноземное книжное издательство. - Воронеж, 1980г.
6 Кученкова В. «Святыни Тамбовской епархии»./ Издательский отдел Московского Патриархата, 1993г.
7 Материалы краеведческого музея
8 Материалы музея-усадьбы А. М. Герасимова.
9 «Народное искусство в воспитании детей»/ Под редакцией профессора Комаровой Т. С. – М, 1997г.
10 Попков В. И., Сухорукое Н. М. «Козлов - Мичуринск». Историко-литературное краеведение. Выпуск № 4 и 5.- Мичуринск, 1993г.