Олеся Симдянова
Воспитание основ культуры общения. Формирование норм и правил речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно – речевое воспитание детей имеет большую социальную значимость. Русский ученый А. М. Пешковский писал, что «там, где дети усиленно учатся говорить, … там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для овладения коммуникативными умениями, т. е. умениями говорить и слушать других.
Публикация «Воспитание основ культуры общения, Формирование норм и правил речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Основа культуры общения – это соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В широком смысле – это все правила поведения говорящего и слушающего (мимика, жесты, поза, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т. е. слов и выражений, закрепленных за теми или иными ситуациями общения : приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и др.
Правила речевого поведения тесно связаны с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия: деликатность, доброта, внимание к окружающим, вежливость, отзывчивость, скромность, уважительное отношение друг к другу.
Речевое обучение детей ведется нами в двух направлениях :
1) введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов (вежливых слов);
2) формирование умения выбирать нужную формулу с учетом конкретной ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Главное – освоение детьми речевых норм возможно только в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
При обучении детей нормам и правилам речевого этикета в средней группе используем различные методы и приемы: чтение стихотворений, рассказов, сказок; вопросы воспитателя к детям; беседы; рассматривание картинок и обсуждение проблемных ситуаций; дидактические игры.
Рассмотрим используемые в работе с детьми методы и приемы подробнее:
1. Знакомство с речевым этикетом начинали с чтения стихотворения А. Степанова «Что такое этикет?» :
Что такое этикет?
Это – можно, это – нет…
Этикет, как этикетка,
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике –
У людей на языке…
Очень просто жить культурно :
Все прекрасно, что не дурно.
Одним словом, этикет – это умение людей общаться между собой.
2. Рассказы воспитателя на темы :
- «Кто живет в волшебной стране вежливости?» (волшебные слова и поступки);
- «Общение людей в древние времена»;
- «Древние обычаи, дошедшие до наших дней» (снимать головной убор, перчатку с правой руки и т. д.).
3. Беседы на темы:
- «Здравствуйте» - что это означает?» («Будь здоров», «Другие слова приветствия» (доброе утро, привет, добрый день);
- «До свидания» - что это означает?», «Другие слова прощания» (до встречи, всего хорошего, всего доброго, счастливо);
- «Слова просьбы, слова извинения, слова благодарности, слова отказа» (скажите, пожалуйста; будьте добры, разрешите, можно Вас попросить; извините, простите, я виноват, я не хотел этого; большое спасибо, я тебе очень признателен, благодарю; к сожалению, я не могу выполнить твою просьбу, потому что. и др.);
-"Поведение в общественных местах" (в подъезде, на улице, в лесу и на пляже, в музее, в театре, в кино);
-"Мы - пешеходы" (какой стороны придерживаются при ходьбе, правила перехода проезжей части дороги);
-"Поведение в семье, дома" (отношение к членам семьи) и др.
4. Вопросы воспитателя :
- Ребята, как вы считаете, зачем нужно быть вежливым?
- Кто из героев стихотворения был более вежливым? Почему вы так думаете? (Э. Гольдман «Муравей»);
- Как девочка вначале обращалась к печке, яблоньке, речке? А как потом? Какие слова помогли девочке? (Русская народная сказка «Гуси – лебеди»);
- Как могут помириться подруги? (стихотворение А. Барто «Поссорились»);
- Вежливо ли мальчик попросил у дедушки прощения? (стихотворение А. Барто «Попал я в дедушку мячом») А как вы извинитесь?;
- Кому легче общаться с другими людьми: воспитанному человеку или грубому, невоспитанному? И почему? и др.
5. Рассматривание картинок «Хрюша – задира» : описание проблемной ситуации, ее обсуждение.
6. Дидактические игры: «Кто больше знает слов приветствия и прощания», «Самый вежливый» и др.
Игра "Кто больше знает слов приветствия и прощания"
Дети образуют круг. В середине круга воспитатель с мячом. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен сказать слова приветствия или прощания. Слова не должны повторяться, повторяющий выбывает из игры.
Художественные произведения, используемые в работе с детьми:
- А. Барто «Медвежонок – невежа»,«Поссорились», «Попал я в дедушку мячом», "Два снежка","Любочка";
- Е. Благинина "Посидим в тишине";
- С. Капутикян "Слушай хорошенько";
- С. Маршак «Урок вежливости»;
- Э. Мошковская "Вежливое слово";
- С. Михалков "Лифт и карандаш";
- В. Нестеренко «Учимся быть вежливыми»;
- В. Осеева «Волшебное слово», "Печенье";
- С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»;
- Русская народная сказка «Гуси – лебеди»;
- В. Сухомлинский «Скажи человеку «Здравствуйте»
- Л. Яхнин «Бегемотик».