Папки-передвижки

Воспитание основ культуры общения. Формирование норм и правил речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста

Олеся Симдянова
Воспитание основ культуры общения. Формирование норм и правил речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Культурно – речевое воспитание детей имеет большую социальную значимость. Русский ученый А. М. Пешковский писал, что «там, где дети усиленно учатся говорить, … там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для овладения коммуникативными умениями, т. е. умениями говорить и слушать других.

Публикация «Воспитание основ культуры общения, Формирование норм и правил речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Основа культуры общения – это соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В широком смысле – это все правила поведения говорящего и слушающего (мимика, жесты, поза, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т. е. слов и выражений, закрепленных за теми или иными ситуациями общения : приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и др.

Правила речевого поведения тесно связаны с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия: деликатность, доброта, внимание к окружающим, вежливость, отзывчивость, скромность, уважительное отношение друг к другу.

Речевое обучение детей ведется нами в двух направлениях :

1) введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов (вежливых слов);

2) формирование умения выбирать нужную формулу с учетом конкретной ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

Главное – освоение детьми речевых норм возможно только в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

При обучении детей нормам и правилам речевого этикета в средней группе используем различные методы и приемы: чтение стихотворений, рассказов, сказок; вопросы воспитателя к детям; беседы; рассматривание картинок и обсуждение проблемных ситуаций; дидактические игры.

Рассмотрим используемые в работе с детьми методы и приемы подробнее:

1. Знакомство с речевым этикетом начинали с чтения стихотворения А. Степанова «Что такое этикет :

Что такое этикет?

Это – можно, это – нет…

Этикет, как этикетка,

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике –

У людей на языке…

Очень просто жить культурно :

Все прекрасно, что не дурно.

Одним словом, этикет – это умение людей общаться между собой.

2. Рассказы воспитателя на темы :

- «Кто живет в волшебной стране вежливости?» (волшебные слова и поступки);

- «Общение людей в древние времена»;

- «Древние обычаи, дошедшие до наших дней» (снимать головной убор, перчатку с правой руки и т. д.).

3. Беседы на темы:

- «Здравствуйте» - что это означает?» («Будь здоров», «Другие слова приветствия» (доброе утро, привет, добрый день);

- «До свидания» - что это означает?», «Другие слова прощания» (до встречи, всего хорошего, всего доброго, счастливо);

- «Слова просьбы, слова извинения, слова благодарности, слова отказа» (скажите, пожалуйста; будьте добры, разрешите, можно Вас попросить; извините, простите, я виноват, я не хотел этого; большое спасибо, я тебе очень признателен, благодарю; к сожалению, я не могу выполнить твою просьбу, потому что. и др.);

-"Поведение в общественных местах" (в подъезде, на улице, в лесу и на пляже, в музее, в театре, в кино);

-"Мы - пешеходы" (какой стороны придерживаются при ходьбе, правила перехода проезжей части дороги);

-"Поведение в семье, дома" (отношение к членам семьи) и др.

4. Вопросы воспитателя :

- Ребята, как вы считаете, зачем нужно быть вежливым?

- Кто из героев стихотворения был более вежливым? Почему вы так думаете? (Э. Гольдман «Муравей»);

- Как девочка вначале обращалась к печке, яблоньке, речке? А как потом? Какие слова помогли девочке? (Русская народная сказка «Гуси – лебеди»);

- Как могут помириться подруги? (стихотворение А. Барто «Поссорились»);

- Вежливо ли мальчик попросил у дедушки прощения? (стихотворение А. Барто «Попал я в дедушку мячом») А как вы извинитесь?;

- Кому легче общаться с другими людьми: воспитанному человеку или грубому, невоспитанному? И почему? и др.

5. Рассматривание картинок «Хрюша – задира» : описание проблемной ситуации, ее обсуждение.

6. Дидактические игры: «Кто больше знает слов приветствия и прощания», «Самый вежливый» и др.

Игра "Кто больше знает слов приветствия и прощания"

Дети образуют круг. В середине круга воспитатель с мячом. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен сказать слова приветствия или прощания. Слова не должны повторяться, повторяющий выбывает из игры.

Художественные произведения, используемые в работе с детьми:

- А. Барто «Медвежонок – невежа»,«Поссорились», «Попал я в дедушку мячом», "Два снежка","Любочка";

- Е. Благинина "Посидим в тишине";

- С. Капутикян "Слушай хорошенько";

- С. Маршак «Урок вежливости»;

- Э. Мошковская "Вежливое слово";

- С. Михалков "Лифт и карандаш";

- В. Нестеренко «Учимся быть вежливыми»;

- В. Осеева «Волшебное слово», "Печенье";

- С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»;

- Русская народная сказка «Гуси – лебеди»;

- В. Сухомлинский «Скажи человеку «Здравствуйте»

- Л. Яхнин «Бегемотик».

Публикации по теме:

НОД по познавательному развитию «Конфликты между детьми» для детей 6–7 лет Ход НОД 1. Введение в игровую ситуацию. Ребята, куклы Даша и Маша поссорились и обиделись друг на друга. Что же делать? Им необходимо помочь?.

Сенсорная игра «Колобок»Сенсорная игра «Колобок» Сенсорное развитие детей в каждом возрасте имеет свои особенности. Пока они маленькие на первый план выходит осязание, обследование предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ культуры общения. Формирование норм и правил речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2014 в 21:28
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание основ культуры общения. Формирование норм и правил речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Симдянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД