МАРИНА КОВЧЕГОВА
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Роль культурно-гигиенических навыков
Самообслуживание - обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. В данном случае дети обслуживают себя без помощи взрослых.
Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.
Публикация «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Навыки самообслуживания у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка младшего дошкольного возраста.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Самообслуживание осуществляется различными методами, приемами, формами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод самообслуживания - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога (родителя) обучаемых детей, которые направлены на формирование навыков самообслуживания. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания, а также от личности педагога (родителя, от его способностей, ответственности.
Главными методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод примера.
Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы практический метод и игровой.
К практическому методу относятся:
Показ действия.
Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
Метод приучения (систематические упражнения).
Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т. д.)
В. А. Баташева указывает: «Существуют следующие уровни помощи педагогов и родителей при работе с детьми:
– совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
– частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
– педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
– ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;
– ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке)»
Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют социальной адаптации своего ребенка. Особо следует отметить то, что только совместными усилиями педагогов и родителей можно добиться того, чтобы дети выросли настоящими людьми.
«Одна из важнейших задач детского сада, - как писала Н. К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье»
Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Взрослые должны знать: что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая детям культурно-гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребенка и формируем основы здорового образа жизни.
Именно в раннем возрасте малыш с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В работе дошкольного учреждения уделяются большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, основ здорового образа жизни.
Привитие детям раннего возраста культурно-гигиенических навыков играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, пользоваться полотенцем, самостоятельно кушать, вытирать рот салфеткой). Так же детей раннего возраста я знакомлю с простейшими правилами поведения в детском коллективе. Воспитываю положительные взаимоотношения, умение играть рядом, не мешать друг другу, приучаю здороваться, прощаться, правильно пользоваться игрушками, не разбрасывая их, убирать на место. Малышей приучаю соблюдать чистоту и порядок.
Для формирования культурно-гигиенических навыков я создаю в группе условия. К основным условиям относятся четкий режим дня, рационально организованная обстановка, руководство взрослых.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Ежедневно осуществляю методический прием: показ с объяснением. Показываю, как надо мыть руки, держать ложку, выходить из-за стола и т. д. Показ сопровождаю словом-объяснением.
Ежедневно осуществляю постоянный контроль за действиями детей (как ребенок держит ложку, как моет руки и т. д.). Отсутствие контроля может привести к формированию неправильных навыков (ребенок не закатывает рукава перед умыванием, не правильно держит ложку, забывает пользоваться салфеткой после еды).