Елена Чертова
Формирование навыков программирования детей старшего дошкольного возраста через использование STEM — набора «Робомышь»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.
Программирование – одно из самых интересных и полезных занятий в мире.
Публикация «Формирование навыков программирования детей старшего дошкольного возраста через использование STEM — набора „Робомышь“» размещена в разделах
- STEM технологии
- Робот-пчела «Bee Bot» и робомышь. Конспекты занятий
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
Основа программирования – это алгоритмы. Алгоритм — это набор действий, который нужно выполнить для достижения какого-либо результата. Овладеть алгоритмическим стилем мышления непросто. Для этого нужно научиться заранее, предсказывать ситуации, которые могут случиться в будущем, и предусматривать в планах правильное поведение в этих ситуациях. С другой стороны, как и другие человеческие навыки, алгоритмический стиль мышления можно развивать и тренировать путем целенаправленно подобранной системы упражнений.
Для знакомства с основами программирования я использую набор «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность. Комплект-набор «Робомышь» соответствует ФГОС ДО, он эстетичен, безопасен для ребенка, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
С помощью программируемого робота дети учатся всем азам программирования : логике, последовательности действий, критическому и аналитическому мышлению, пространственным понятиям и расчёту расстояния. Но самое главное, что всё это происходит в игровой форме, вызывая неподдельный интерес детей. Увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости. Наряду с этим действия с данным роботом способствуют решению ряда коррекционно-развивающих задач: происходит обогащение сенсорного опыта и предметных представлений; мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве – тем самым пополняют словарный запас ребёнка, активизируют его речевую активность, развивают коммуникативное общение. Актуальность использования набора «Робомышь» заключается в том, что он является великолепным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе, позволяет педагогу сочетать воспитание, образование и развитие в режиме игры.
Что представляет собой этот набор? :
-2 робомыши «Колби» (синего и фиолетового цветов)
-1 кусочек сыра
-16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля
-22 перегородки для формирования лабиринта
-30 карточек с направлениями движения
-10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов
-3 арки-туннеля
Описание робомыши : робот-мышка с кнопками управления: вперед, назад, влево, вправо; зеленая круглая кнопка – начало программы, желтая кнопка стирает ранее набранную программу, красная круглая кнопка – спец движения (может быть звук, шаг назад-вперед или светящиеся глаза).
С помощью этих кнопок задается программа, алгоритм движения мыши.
Использование Робомыши значима в свете внедрения ФГОС, так как легко интегрируется со всеми образовательными областями:
- Социально-коммуникативное развитие (навыки обсуждения, коммуникативные навыки и работа в команде);
- Познавательное развитие навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние);
- Речевое развитие (используется во всех играх с набором);
- Художественно-эстетическое развитие (пространственное воображение);
- Физическое развитие (построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой).
Во время проведения занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.
Можно выделить следующие этапы работы:
1 этап - Знакомство с набором «Робомышь». Педагог самостоятельно выкладывает алгоритм
2 этап - Алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком
3 этап - Дети самостоятельно выкладывают и программируют робота
1 этап - знакомство с «РобоМышью» (сначала мы рассматривали мышь, ее яркие кнопки, изучили как мышка умеет двигаться (когда мышка переезжает с одной пластмассовой плитки на другую – она совершает одно движение, пробовали звуковые ффекты, изучали игровое поле, как оно правильно собирается из плиток, изучали карточки, позволяющие выкладывать алгоритмы. На каждой карточке изображено стрелка - направление или шаг, который используется для программирования робота. Цвет стрелок на карточках соответствует цветам стрелок на мыше.
Так же дети знакомились с картами – инструкциями, на которых изображены лабиринты, учились формировать эти лабиринты на игровом поле с помощью перегородок и арок.
На втором этапе – После того, как дети познакомились с набором, поняли как работает мышка, мы приступили к изучению составления алгоритмов. Сначала мы самостоятельно выкладывали алгоритм, проговаривая каждое свое действие («Давайте посчитаем, сколько шагов вперед должна совершить мышь. Правильно, два. Значит кладем две карточки с голубой стрелкой. Теперь мышка должна развернуться, в какую сторону? В правую, значит кладем одну оранжевую стрелку. Теперь она должна проехать вперед. Сколько шагов? Один. Кладем одну карточку с голубой стрелкой. И т. д.» Когда алгоритм составлен, один ребенок программирует мышь по этому алгоритму и нажимает зеленую кнопку - старт. И наблюдаем за результатом, как мышь двигается по полю, особенный восторг вызывает, когда мышка достигает цели и выполняет звуковой эффект. Так, постепенно дети учились составлять алгоритм движения робота.
И уже на третьем этапе, после того, как дети поняли основы работы с «РобоМышью», они самостоятельно выкладывают и программируют робота для достижения цели - без ошибок пройти по маршруту к кусочку сыра.
После того, как все карты - инструкции были пройдены и изучены детьми, дети предложили изготовить свои игры и игровые поля, потому что поняли, что мышка способна передвигаться по любой плоской поверхности. Здесь мы привлекаем к помощи родителей, которые оказывают помощь в изготовлении пособий. Например, у нас есть игровое поле с дорогой и зданиями. Где мышь должна доехать до определенного здания: «Школа», «Детский сад», «Магазин» и т. д. Игра «Варим борщ», в которой мышь должна собрать только то, что необходимо для борща.
Игры с «РобоМышью» используются как в индивидуальной, так и групповой деятельности. Дети могут программировать как по образцу, по схеме, по теме, так и по собственному замыслу. Первоначально дети играли с игрушкой-роботом под руководством нас (воспитателей, а затем, когда освоили приемы управления, игра приняла самостоятельный характер. А мы только наблюдаем и при необходимости корректируем ход игры.
Таким образом, с помощью данного набора дети учатся всем азам программирования. Возможно, заинтересовав их до школы программируемым мини-роботом «Робомышью», в дальнейшем мы увидим специалистов, способных воплощать в жизнь смелые и сложные инженерные идеи.