МААМ-картинки

Формирование навыков проектной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе изучения математики

Марина Николаевна Боярченкова
Формирование навыков проектной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе изучения математики
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией, приобретая при этом новые навыки, может быть важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю свою сознательную жизнь.

Чтобы развить у учащихся способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь делать выбор, работать в команде, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой, можно использовать различные педагогические технологии. Оптимальной педагогической технологией в заданных условиях является метод проектов, одним из методов, который соответствует требованиям стандарта нового поколения (ФГОС).

Публикация «Формирование навыков проектной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе изучения математики» размещена в разделах

Одной из отличительных черт современного социума является оптимизация управления таким важным ресурсом, как время. Появились такие понятия, как планомерность и планирование, комплекс действий, направленных на достижение конкретного результата, что стало называться словом «проект». Проектный режим осуществления большого числа социальных и профессиональных видов деятельности оказался эффективным и результативным. Это в свою очередь повлияло и на содержание образования, основная функция которого – адаптация и подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизнедеятельности в современном социуме.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования подробно описываются образовательные результаты, в число которых входит владение учащимися основами проектной деятельности. Помимо этого документ включает в себя программу формирования универсальных учебных действий, которая, в том числе, направлена и на воспитание у школьников культуры проектной деятельности, повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий в процессе осуществления проектной деятельности, овладение приемами учебного сотрудничества в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Различные формы проектной деятельности учащихся рассматривают как средство достижения метапредметных результатов. Это находит отражение в многочисленной научной и методической литературе. В связи с этим возникла необходимость в систематизации сведений, представленных в различных источниках, их конкретизации в рамках отдельной учебной дисциплины, в частности, математики.

Существует два мнения на связь проектной деятельности и метода проектов, Г. В. Терехова утверждает, что метод проектов и проектная деятельность – это два разных понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Большинство же авторов склоняются к мнению, что метод проектов и проектная деятельность существуют в очень тесной связи друг с другом.

Мы рассматриваем в неразрывной связи проектную деятельность учащихся и метод проектов, как форму организации проектной деятельности учащихся. Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». Под проектом подразумевается организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта (проекта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной (электронной) презентации.

Проектная деятельность – это возможность учащимся реализовать свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Предмет исследования: особенности организации проектной деятельности учащихся начальных классов.

Цель исследования: анализ работы по организации проектной деятельности учащихся 2-3-го классов, способствующей развитию умений, формирующихся в ходе разработки проекта.

Для достижения цели исследования нами поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть сущность метода проектов, его роль, значение и место на современном этапе обучения;

2) описать формы и методы организации проектной деятельности в начальной школе;

3) выявить методику диагностики навыков проектной деятельности у детей младшего школьного возраста

4) подобрать содержание проектной деятельности по математике в начальной школе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы; наблюдение за учебным процессом; изучение педагогического опыта, анкетирование учителей, проведение практической работы.

Практическая значимость заключается в том, что исследование этой работы может быть полезно учителям школ, внедряющим проектные технологии в процесс обучения младших школьников, а также студентам факультетов подготовки учителей начальных классов.

Базой экспериментальной работы выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 3, Нижегородская область, город Выкса.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков проектной деятельности у детей младшего школьного возраста

1.1. Роль и место проектной деятельности учащихся в начальной школе на современном этапе

В данное время, с внедрением ФГОС нового поколения, требования к учащимся изменились, теперь школа должна не только давать знания, но и учить школьников добывать знания самостоятельно, при этом воспитывать качества личности [21].

Развитие способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат проделанной работы - основные качества личности, важные для жизни в новых условиях современного общества. Проектная деятельность - это один из методов, направленный на работу самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к жизненно важным проблемам.

Актуальность метода проектов для учителя, в первую очередь, обусловлена необходимостью самому ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Умение применять в своей работе метод проектов – является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения, развития и воспитания учащихся. При всем этом проектирование изменяет конкурентоспособность учителя на рынке труда.

Известно, что с большей заинтересованностью выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана самостоятельно; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Метод проектов можно применять при изучении всех школьных предметов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

При реализации проектного обучения перед педагогом стоят следующие задачи:

1) выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке лучших проектов;

2) структурирование задач, как например, возможностей для обучения;

3) сотрудничество с коллегами с целью разработки межпредметных проектов;

4) управление процессом обучения;

5) использование информационных технологий там, где это необходимо;

6) поиск надежного способа оценки [18, с. 14];

Можно считать, что метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолевать негативное отношение к математике, порождаемое различными факторами.

Метод проектов имеет давнюю историю. Он возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Идеи проектного обучения в России возникли почти параллельно с разработками американских педагогов.

В 1931 году, постановлением УК ВКП (б) метод проектов был осужден, так как эти идей широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедрялись в школу.

Позднее, над этим вопросом работали многие ученные, В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов, И. Трухин, Л. О. Филатова, Е. С. Полат, И. А. Колесникова, Г. В. Нарыкова, В. Н. Рязанова, Н. К. Солопова и другие.

Со временем идея метода проектов меняется. Из компонента свободного воспитания она становится важной частью вполне разработанной и структурированной системой образования. Но суть остается прежней - развивать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение достаточным объемом знаний через проектную деятельность. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и другие методики [12, с. 102].

В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные (проблемные) методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность и значимость. На ее место приходит новая школа, в которой учащиеся могут проявить свои индивидуальность и таланты, научиться выбирать и принимать правильные решения.

Учитель должен создать среду, которая бы способствовала учащимся добывать и обрабатывать информацию самостоятельно, обмениваться ею, а также свободно и быстро ориентироваться в окружающем информационном мире. Для этого должны быть созданы условия, которые способствовали бы развитию способностей по всем предметам, но в тоже время необходимо снизить учебную нагрузку учащихся. Чтобы осуществить эти задачи необходимо изменить учебный процесс, сделать его более интересным и увлекательным. Необходимо раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

Это предполагает поиск новых форм и методов развития обучения, усовершенствования содержания образования, использование наряду с традиционными методами (словесными, наглядными, практическими и др., метод проектов [18, с. 14].

Метод проектов может быть реализован как во внеурочной деятельности, так и на уроке. Выбор метода, который будет использован в учебном проекте, проектно-исследовательской деятельности, зависит от конкретного содержания урока. Урок, реализованный с помощью метода проектов, может быть:

1) уроком освоения нового материала при изучении новой темы;

2) уроком закрепления полученных знаний и умений;

3) уроком отработки навыков решения учебных задач;

В результате проектно-исследовательской деятельности учащиеся не получают новые знания, а приобретают навыки исследования, развивают способности к исследовательскому типу мышления, при этом развивается личностная позиция учащегося.

Учитель не обязательно должен ставить перед учеником задачи связанные с новыми открытиями. Основная его задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний [17, с. 25].

У учащегося при выполнении исследовательской задачи возникают сложности, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проекта. Большое значение имеют те отношения между учеником и учителем, которые возникают при выполнении исследовательских задач. На решение любой исследовательской задачи затрачивается время. Ученик и учитель обсуждают эти задачи, находят пути решения проблемы. На этом этапе и создаются новые отношения. Это отношения партнерства.

На сегодняшний день в России известны проекты и результаты их реализации в практике обучения различным естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам: биологии, истории, литературе, химии и др., но не так много информации об использовании метода проектов в обучении математике. Сложность самой математики может служить оправданием для традиционной позиции учителя, проще подробно объяснить и больше «нарешать» стандартных примеров и задач, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.

Метод проектов содержит следующие преимущества:

• у учащихся растет уверенность в полученных знаниях, развиваются способности к обучению;

• задачи обучения превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Основное отличие проектного подхода от других состоит в том, что учащиеся берут на себя большую часть ответственности за свое образование;

• возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа и общение в коллективе.

• вписывается в учебный процесс в условиях классно-урочной системы и позволяет достигать цели образования по любому учебному предмету;

• метод гуманистический, он обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие учащегося, его самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и другим детям;

• сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Для учителя математики наиболее значимым в данном методе является то, что в процессе работы над проектом у учащихся :

• зарождаются основы системного мышления;

формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

• развиваются творческие способности;

• воспитываются целеустремленность, предприимчивость, организованность.

Таким образом, метод проектов предоставляет учителю огромные возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественный уровень всю систему организации процесса обучения.

Использование проектной технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них – исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть понятны ребенку. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.

1.2. Формы и методы организации проектной деятельности учащихся начальных классов

Метод проектов отличается от классических методов обучения. Рассмотрим организацию проектной деятельности школьников в процессе обучения курса математики.

Можно считать что, основной целью метода проектов является предоставление учащимся возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем.

М. А. Агафонова и О. В. Рыбина выделяют следующие основные цели метода проектов :

- научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также логическому конструированию полученных знаний;

- научить предвидеть и решать проблемы;

- сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве :

- находить источники, из которых можно получить нужную информацию;

- сформировать навыки проведения исследований;

-сформировать навыки работы и общения в группе;

- сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

- научить оценивать проделанную работу и результат этой работы.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенных задач в достижении общей цели овладения учебного предмета. Рекомендуется перед использованием проектной технологии обучения точно определить цели, к которым будет стремиться данный вид деятельности [10, с. 17].

К описанию организации работы над проектами существуют различные подходы, остановимся на одном более подробно:

Описание деятельности учителя и учащегося на каждом этапе организации проектной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Фотоотчет о творческой деятельности детей младшего школьного возраста «Мастерская Деда Мороза»Фотоотчет о творческой деятельности детей младшего школьного возраста «Мастерская Деда Мороза» Беседа. Ребята, к нам приближается всеми любимый праздник. Кто знает какой? (Правильно, Новый год.) Новый год в России начинается с 1.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков проектной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе изучения математики
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 20:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков проектной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе изучения математики» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Боярченкова (УИ 3037514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД