Елена Серых
Формирование навыков дорожного движения у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети. «Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев и сооружений - самые распространенные причины наездов на детей (37,4 процента и 24,7 процента соответственно всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми правил дорожного движения)». Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности, и дисциплиной участников дорожного движения.
Публикация «Формирование навыков дорожного движения у младших дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Средняя группа
- Темочки
Избежать опасности можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения с самого раннего возраста. Эту задачу призваны решать, как родители, так и педагоги дошкольных учреждений. Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
В своей работе используем компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Для систематизации знаний о правилах дорожного движения с помощью программы WindowsMedia демонстрируем детям обучающие мультфильмы:
- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;
- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения»;
- «Уроки тетушки Совы» (Азбука безопасности на дороге);
- «Светофор» и другие.
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
В совместной и самостоятельной игровой деятельности дети активно используют макеты: «Улицы города», «Заправочная станция», «Парковка». В группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция».
Чтобы работа была более эффективной, осуществляется целенаправленное взаимодействие с родителями, и стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Так как родители являются главными помощниками.
Совместная работа детского сада и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и, находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки.
В работе с родителями используем анкеты с целью определения уровня знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям. По правилам дорожного движения проводились индивидуальные беседы с родителями на темы: «Правила дорожного движения нужны и важны», «Дорога в детский сад. Опасна ли она?».
Проводятся родительские собрания, мастер-классы, круглые столы по ПДД.
В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.
Работа по обучению детей ПДД показывает, следующее: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Родители поддерживают работу детского сада.
Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов и родителей помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице.
Система деятельности по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показывает положительную динамику и результативность работы.