Мария Михайловна Исакова
Формирование мелкой моторики с первых дней жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мелкой моторики с первых дней жизни.
Правильное развитие мелкой моторики определяет формирование у малышей сенсомоторной координации, т. е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
Глаза как бы «обучает» руки, а с помощью ручных движений в предметах,
которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком
Публикация «Формирование мелкой моторики с первых дней жизни» размещена в разделах
окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и
ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью упражнений, которые развивают
мелкую моторику, малыш учится ухаживать за собой и своими вещами,
правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, и с развитием мелко моторных функций, координацией движений, концентрацией внимания, умением довести выбранную работу до конца, ведь получить удовольствие от сделанного имеет достаточно важное значение и для формирования личности человека в целом.
Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что значение развития
мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте достаточно велико.
В развитии каждого ребенка существуют периоды, когда его организм
особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, периоды, когда он особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации.
Для развития речи этот период – возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его
действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются
постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, нам необходимо создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать,
делать первые шаги, начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. Например, в этот период малыш учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стягивать с себя носки или шапку.
В рассматриваемый нами ранний дошкольный возраст от двух до трёх лет,
навыки, приобретенные ребенком на более ранней стадии, постепенно
совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в
определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно
захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее
использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду. Таким образом, развитие мелкой моторики или умения рук у малышей
раннего дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно:
сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом
манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и рук.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе
развития кинестетического чувства, т. е. положения и перемещения тела в
пространстве или иначе в процессе формирования зрительно-тактильно-
кинестетических связей. После сформированности этих связей движения рук
начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, когда уже вид предмета является стимулом движений рук по направлению к нему.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое
значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной
деятельности ребенка. Однако необходимо отметить что, прежде чем рука
ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека,
проходит довольно значительное время.
Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте актуальна всегда,
так как именно она способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости,
точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и
совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным
стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Развитие мелкой моторики является не стихийным, самостоятельно
протекающим процессом, а специально созданными условиями воспитания и
целенаправленного обучения, способствующими развитию движений рук.
Подводя итог, скажем, что развитие мелкой моторики это неотъемлемая
часть развития ребенка раннего дошкольного возраста, которая начинается с
первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир, подкрепляя другие немаловажные процессы в жизни.