Олеся Руснак
Формирование культуры поведения старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры поведения старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека. Поведение, манеры, особенно близких людей, непосредственно влияют на формирование детских привычек, «при укоренении привычки ничто так сильно не действует, как пример, и дать какие-нибудь твердые полезные привычки детям, если окружающая их жизнь сама идет как попало, невозможно»
К. Д. Ушинский
Публикация «Формирование культуры поведения старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Темочки
В последнее время и на государственном уровне всё чаще стал подниматься вопрос воспитания подрастающего поколения. В Закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены поправки по вопросам воспитания, в которых «предлагается …создать условия для … социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…».
Культура поведения человека, его нравственные принципы возникают и развиваются в процессе жизненного воспитания. Уже в раннем детстве наблюдаются такие особенности поведения, которые с полным основанием можно считать предпосылкой будущих нравственных качеств. Понятие «воспитанный человек» охватывает многие качества, в том числе и умение взаимодействовать с окружающими. В семье, в детском саду, в общественных местах, в гостях – везде и всегда культурное поведение создаёт для ребёнка оптимальные условия для контактов с людьми. В наше время, как никогда, следует обращать внимание на умение в любой ситуации посмотреть на себя со стороны и представить, как наше поведение отражается на окружающих, их отношении к нам, помогает выявить собственные недостатки. И чем раньше мы будем обращать внимание на культуру поведения наших детей, тем легче им будет жить и общаться.
Н. И. Курочкина, С. В. Петерина выделяют два аспекта понимания культуры поведения: как нравственные требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах; как положения, закрепленные в обществе как социально приемлемые, и, направляющие, регулирующие, контролирующие поступки и действия людей в обществе.
Данные авторы отмечают также, что на культуру поведения оказывают влияние два фактора:
внешний фактор – отвечает за регулирование поведения и деятельности человека в обществе;
внутренний фактор – заключается в особенностях индивидуальных возможностей личности конкретного человека.
В педагогическом словаре культура поведения – это соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.
В содержании культуры поведения дошкольников С. В. Петерина условно выделяет следующие компоненты: культура общения, культура деятельности, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т. д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т. д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утор началось жизнерадостно и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела.
Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д.
Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения, которое будет способствовать формированию культуры поведения.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. – Москва - ТЦ Сфера, 2016 год
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва - ТЦ Сфера, 2016.
3. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. : «Просвещение», 1986.
4. Бархатова Л. С. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание, №11. – 1989.
5. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека» - Москва «Просвещение», 1990.
6. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. - СПб., 2002.
7. Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете. //Дошкольное воспитание, № 10. – 2003.
8 Курочкина И. Н. «Этикет для дошкольников» - Москва «Просвещение», 2007.
9. Микляева Н. В., Семенака С. И. «Уроки добра» - Москва «АРКТИ» 2016 г.