Елена Ащеулова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей в условиях проживания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
(в условиях проживания в детском саду)
Многие дети, поступая в муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа №95», не умеют аккуратно кушать, никогда не чистили зубы, не умеют пользоваться носовым платком. Сколько нареканий вызывает нежелание тщательно умываться,содержать в порядке одежду, убирать за собой постель. Мы считаем, что только систематическое проведение гигиенических процедур могут сформировать у детей привычку и потребность в совершении этих действий. В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной стало для наших детей естественным, гигиенические навыки с возрастом постепенно совершенствовались.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей в условиях проживания в детском саду» размещена в разделах
Проблема здоровья детей всегда находится в центре внимания работников нашего учреждения. Поэтому мы, воспитатели в силу специфики своей работы, прививаем навыки здорового образа жизни детям, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.
Роль педагога в работе с детьми состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки необходимые для поддержания здоровья. Здоровье детей мы рассматриваем как состояние физического, психического и социального благополучия.
Значимость педагога в привитии здорового образа жизни детям мудро подметил В. А. Сухомлинский «Забота о здоровье детей- это важный труд воспитателя».
При формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождение» его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия.
Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития рёбенка является не только соблюдение режима дня, регулярное питание и создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно- гигиенических навыков и умений.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей, которые дежурят по столовой, учим не только уметь правильно накрывать стол, но и соблюдать правила личной гигиены. Рекомендуем использовать педагогические приемы с учетом возраста детей :
• прямое обучение, показ с выполнение действий в процессе дидактических игр;
• исходя из этого, добиваемся от своих воспитанников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.
В группах имеется наглядность, где дети могут посмотреть схему ухода за зубами, волосами, кожей, В центре сюжетно- ролевых игр представлены все виды и атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействия со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях. Познание себя – основная потребность растущего человека, поэтому мы даё м знания в образовательной деятельности: «Купание куклы Тани», «Кормление куклы», «Зачем мы дышим», «Слышит кошка, слышит человек». Часто беседуем с детьми на тему «Расскажи о себе». Большую помощь нам оказывает художественная литература. Воспитательную направленность содержат такие произведения, как «Девочка чумазая» А. Барто,«Обедать» Е. Благининой, «Мойдодыр» К. Чуковского, «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского, а также потешки «Расти коса», «Водичка, водичка» и т. д.
Для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все правила неукоснительно выполнялись взрослыми воспитателями и помощниками воспитателя. В противном случае дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Никогда не усвоят правил личной гигиены. Не будут твёрдо убеждены в том, что они действительно жизненно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем. Недаром гласит народная мудрость «Учи дитя пока оно лежит поперек лавки».
Для эффективного гигиенического воспитания детей большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или помощник воспитателя приходили в группу к детям неряшливо одетыми, непричёсанными. Нужно помнить, что дети
дошкольном возрасте очень наблюдательны и склонны подражанию, поэтому педагоги должны быть для них примером, образцом.
Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Дети постепенно начинают следить за своим внешним видом.
Освоение культурно- гигиенических навыков связано с этическим развитием. К числу основных условий успешного их формирования относится рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычку тогда, когда их выполнение становится реальной потребностью ребенка.
Здоровый ребенок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту, физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием.