Ольга Ануфриева
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом : умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок
в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать
в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать
детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить
материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр., после игры убирать
на место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой ( помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба, тарелки, чашки и т. п.).
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого.
В настоящее время взрослые и даже педагоги уделяют больше внимание образовательной деятельности, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для детей гораздо важнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые - пример во всем для ребенка. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечено полное сотрудничество дошкольного учреждения и семьи. Используемые методы и приемы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста традиционны, малопродуктивны
Важно установить добрые и доверительные взаимоотношения, эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. С помощью них речь педагога окрашивается, становится образной и красочной, привлекает внимание детей, оживляет обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившихся традиции, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.
В ходе деятельности, мы пришли к выводу, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста;
- использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор).
Тема проекта актуальна для детей младшего дошкольного возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Цель проекта:
использование малых форм устного народного творчества для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Задачи проекта:
• изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в программах ДОУ;
• сформировать культурно-гигиенические навыки, используя малые формы фольклора;
• закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
• воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
• создать условия для эффективного осуществления намеченных мероприятий;
• использовать традиционные и нестандартные подходы к привитию детям культурно-гигиенических навыков;
• повысить уровень компетентности родителей по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством использования форм устного народного творчества;
• обосновать результаты педагогического опыта по использованию форм устного народного творчества с целью дальнейшего использования педагогами в работе по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.
РППС:
Обучающий материал: познавательная литература по данной теме, дидактические игры, картотеки потешек, стихов по формированию культурно-гигиенических навыков.
Демонстрационный материал: сюжетные картинки, предметные картинки, используемые при умывании (мыло, мыльница, полотенце, расческа, тазик для мытья, одевании (комплекты одежды, во время еды (посуда, схемы-алгоритмы, иллюстрации из книг, фото и видео материалы.
Игровые атрибуты: набор детской посуды (чашки, блюдца, тарелки, чайник, ложки, кастрюля, сахарница и др., кукла, комплект одежды для кукол, предметы-заместители, набор детской мебели, дидактические игры.
Наша работа началась с анализа и оценки ситуации, разработки концептуальной основы проекта по использованию форм устного народного творчества, как средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1 этап. Подготовительный (сентябрь)
1. Постановка целей и задач по данной теме.
2. Выявление уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы, игры.
3. Составление плана работы с детьми.
4. Подбор фольклорного материала
5. Анкетирование родителей
6. Разработка содержания работы с родителями:
родительское собрание (круглый стол, деловая игра, тестирование,
консультации,
памятки,
рекомендации,
буклеты;
7. Разработка содержания работы с педагогами:
мастер - класс,
памятки,
рекомендации,
буклеты,
презентации,
деловая игра,
тестирование.
2 этап. Основной (ноябрь - апрель).
Создание и внедрение системы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование форм устного народного творчества (разработка и апробирование методического комплекса по работе с детьми, родителями и педагогами).
План работы с детьми
Занятия
Совместная деятельность
Октябрь
Рассматривание сюжетных картинок про режимные моменты.
Чтение потешек «Наша Маша маленька», «Катя, Катя, маленькая…», «Водичка, водичка…».
Показ-инсценировка «Хлюп, хлюп, хлюп».
Рассматривание одежды куклы Вани. Одевание куклы на прогулку. Беседа с детьми «Когда надо мыть руки и лицо».
Чтение потешки «Вот они сапожки»
Рассматривание книги «Наша Маша маленька».
Заучивание потешки «Водичка, водичка» во время умывания.
Индивидуальная работа: учить натягивать колготы, штаны.
Ноябрь
Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки»
Дидактическое упражнение «Кто умеет умываться», «Куда нальем водичку».
Дидактическая игра «Научим куклу Ваню раздеваться после прогулки»
Показ-инсценировка «И я сел»
Дидактическое упражнение «Наташины игрушки», «Расти коса до пояса». Чтение потешки «Ладушки».
Заучивание отрывка из стихотворения «Вкусная каша» - «Каша из гречки».
Дидактическая игра - «Потерялись башмачки»
Чтение потешки «Завяжи потуже шарф».
Декабрь
Дидактическая игра «Кто как купается». «Каковы наши зубы?»
Д/у «Дети обедают»
Рассматривание картины «Катаемся на санках», «Что Ваня наденет на прогулку». Чтение «Я мою руки»,
М. Яснов. Заучивание потешки «Валенки, валенки».
Чтение потешки «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять».
Январь
Игровое занятие “Уложим Машу спать”, Чтение потешки “Баю-бай”, “От чего зубки болят?”
Дидактическая игра “Машенька проснулась”
Дидактическая игра «Найди своё место»
Знакомство с трудом медицинской сестры (экскурсия в медицинский кабинет) Заучивание потешки «Чистая водичка».
Игра «Покажем Маше как умеем раздеваться».
Чтение потешки «Утка утенка».
Дидактическая игра «Застегни-расстегни».
Февраль
Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)
Чтение художественной литературы: «Мойдодыр»
Заучивание потешки «Ай лады, лады, лады». Рассматривание книги «Я сам» Р. Юдина.
Игра «Приходите ко мне в гости»
Изготовление театра на фланелеграфе по сказке «Девочка чумазая»
Игровая ситуация «Обед для кукол»
Март
Дидактическое упражнение «Научим Алену умываться».
Рассматривание картины «Как я помогаю маме».
Дидактическое упражнение «Напоим Мишку чаем». Чтение «Девочка чумазая» - А Барто.
Сюжетно-ролевая игра «Кормление куклы Маши».
Апрель
Дидактическая игра «Маша в гостях у Кати».
Колыбельные «Баю-баю-баиньки», «Баю, баю, баю, бай».
Игровая ситуация «Витамины в огороде» Заучивание потешки «Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку».
Рассматривание и чтение книжки «Пошла коза на меленку»
Развлечение «Приключение мыльного пузыря»
Так как большое значение в работе детского сада имеет поддержка семьи, то мы разработали план мероприятий для повышения уровня компетентности у родителей в значимости формирования у детей КГН.
В нашей работе с детьми мы использовали:
- методы и приё мы: беседы, игровые приемы с элементами театрализации, использование ИКТ, индивидуально - дифференцированный подход, создание и решение проблемных ситуаций.
- средства обучения: атрибуты к сюжетно-ролевым играм, различные виды театра, дидактические куклы, ИКТ, литературный материал и т. д.
Также старались разнообразить формы взаимодействия с родителями: анкетирование, родительское собрание (круглый стол, родительский практикум, деловая игра, тестирование, консультации с обратным талоном, памятки, рекомендации, буклеты, презентации по потешкам, библиотека потешек по гигиеническим навыкам, совместные занятия с родителями.
3 этап. Заключительный (май)
С детьми: Повторный мониторинг помог выявить и оценить степень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
С родителями: Круглый стол по итогам проекта «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
С педагогами: Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Продукт проекта Методическая копилка-картотеки, игры, пособия
Анализ итогового мониторинга свидетельствует о положительных результатах системы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Разработанные занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством фольклора доступны детям и являются эффективными средствами обучения культурно-гигиеническим навыкам.
Успешным фактором в ходе работы над проектом стало вовлечение педагогического коллектива и родителей в процесс формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников посредством фольклора.
Опыт может представлять интерес для воспитателей младшего дошкольного возраста детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы.
Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, необходимо поддерживать интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки. Конечно, работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая. Мы думаем, что работа по формированию культурно-гигиенических навыков посредством фольклора даст много хорошего:
1) формируя культурно-гигиенических навыки, решаются познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.
2) работа в данном направлении позволит приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.
3) использование фольклора в работе способствует развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.
4) потешки, пословицы и поговорки, игры действуют на ребенка сильнее, чем замечания и наказания, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.
13. Список литературы.
1. Алямовская В. Г. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. –М., 2007.
2. Аникин В. П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»- Москва 2007 г.
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М: «Просвещение», 2002.
4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия: методическое пособие/Н. И. Крылова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2009.
5. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет : методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
6. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей. –М., 2001.
7. Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Методическое пособие / С. С. Прищепа. – М. :ТЦ «Сфера», 2009