Евгения Галюрова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых.
1. Чистим зубы. С 2-хлетнего возраста приучайте малыша чистить зубы. Научите ребенка ухаживать за зубной щеткой. Щетку ребенок должен тщательно вымыть (на первых порах, конечно, с помощью взрослого) и поставить в специальный стакан головкой вверх. Не нужно хранить щетки в пластмассовых футлярах. Футляром лучше пользоваться кратковременно, например, в поездках, поскольку щетка остается влажной, а в такой среде размножаются бактерии.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3–4 лет» размещена в разделах
2. Учимся пользоваться полотенцем.
Снять полотенце с крючка. Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку. Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним. Вытереть вторую руку.
3. Умываемся.
• Завернуть рукава одежды ребенка.
• Проверить температуру воды.
• Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки!" и т. п.
• Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
• Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
• Еще раз обмыть водой руки ребенка.
• Закрыть воду.
• Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
• Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
• Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"
4. Расчесываемся. Знать свою расческу и место, где она лежит. Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования. Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.). Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!"). Исключить возможность пользования чужой расческой.
5. Регулярно стрижем ногти. Ногти ребенку нужно стричь достаточно коротко для того, чтобы под них не забивалась грязь, но и не настолько коротко, что это будет вызывать у малыша неприятные ощущения и даже боль.
Вот те немногие правила гигиены для детей, которые должны войти в привычку и остаться на всю жизнь. Еще несколько слов о предметах личной гигиены малыша: зубная щетка, мыло, расческа, полотенце – все это у ребенка должно быть индивидуальным и храниться отдельно от личных принадлежностей взрослых.
6. Элементарные навыки поведения за столом Ваш ребенок достаточно взрослый, для тех требований, которые к нему будут предъявляться. То, чему Вы научите ребенка в раннем возрасте – останется на всю жизнь. Очень важно не упустить момент его страстного желания - делать все самостоятельно!Если этот момент упустить и делать вс за ребенка (я делаю аккуратнее и быстрее; он еще очень мал; и т. д., вы рискуете, прежде всего, психическим здоровьем ребенка. Упущенный навык в определенном возрасте, (а виновны только Вы – не научили, создает потом трудности, прежде всего, для ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…
Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да постричь их поскорей.
Умываться по утрам
И еще по вечерам.
Чисто вымою я уши —
Будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
Ай, лады, ай, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
МБДОУ д\с №4 «Чиполлино»
Воспитатель: Галюрова Е. А