Игнатьева Наталья
Формирование коммуникативных умений у детей-сирот
▼ Скачать + Заказать документы
Основное направление логопедической деятельности по воспитанию социальных
навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – формирование
коммуникативных умений и навыков.
Речь - важное условие и средство коммуникации. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Развитие речи и коррекция нарушений речи – основная цель учителей-логопедов Центра № 15.
Публикация «Формирование коммуникативных умений у детей-сирот» размещена в разделах
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
У большинства детей Центра № 15 экспрессивно-мимические средства общения достаточно бедны и однообразны. Хотя дети и стремятся к физическому контакту со взрослыми, доминирующее средство общения – речь. Однако речь их отличается скудным содержанием и лексико-грамматическим составом.
Известно, что недостаток общения с взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Уровень развития общения ребёнка с взрослыми во многом определяет характер его контактов со сверстниками.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространённые и длительно протекающие речевые нарушения у детей : заикание, дизартрия, алалия. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребёнка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Трудности общения школьников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной их задержки личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.
Изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи выявило наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживании детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются.
Суть логопедического воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом). Одним из направлений логопедической работы является формирование коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Учителя-логопеды, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда Центра № 15 направлена на развитие:
-сенсорных и моторных функций;
-вербальной коммуникации;
-невербальной коммуникации;
-эмоционально-волевой сферы;
-формирование черт гармоничной личности.
Необходимо научить ребенка общению. Причем круг социальных коммуникаций воспитанников сиротского учреждения не может ограничиваться одноклассниками одногруппниками и педагогами. Как утверждает В. Н. Ильин, «выработка умения общаться с представителями творческой интеллигенции, органов власти и духовенства повлечет за собой развитие коммуникативных навыков в целом, и, как следствие, будет способствовать повышению уровня социализации воспитанников и выпускников. Умение вести экскурсии в областных, а затем и в федеральных музеях, владеть вниманием аудитории, культурно и цивилизованно отражать ее запросы, в свою очередь, повлечет за собой выравнивание детской самооценки до адекватного уровня, что также способно сделать маршрут социализации позитивно насыщенным».
Общение людей между собой – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации; недостаточным самоконтролем, например из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией.
К сожалению, как показывает практика, данные проблемы наблюдаются у детей, воспитывающихся в Центре. Ведь на самом деле специфические условия жизни в таких учреждениях часто не только обуславливают отставание детей в психическом развитии по ряду существенных параметров, но и «тормозят» речевое развитие, в особенности формирование коммуникативных навыков. Но вот у воспитанников возникла необходимость регулярно покидать Центр для посещения занятий в «ПАЗЛе». Благодаря этому, по мнению Е. В. Пилюгиной, «процесс формирования коммуникативных навыков у детей-сирот получил возможность ускоренного развития, что, в свою очередь, существенно расширило представления воспитанников интерната о формах и путях общения с людьми, не принадлежащими к числу сотрудников интерната, а представляющих культурную элиту местного сообщества».
В иных же условиях у таких детей отмечается сниженная инициативность, бедность арсенала средств общения, которые не соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства общения также достаточно однообразны, доминирующее средство общения – речь. Однако содержание и лексико-грамматический состав последней весьма бедны, да и контакты детей в интернате выражены слабее, чем в школе в семье. Воспитанники проявляют значительно меньший интерес к сверстникам, чем дети из семей. Недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Сами по себе достаточно обширные возможности общения со сверстниками, не ведут к развитию содержательных и эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание дети из семьи не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои переживания сверстников. Воспитанники социального учреждения менее внимательны к действиям и состояниям партнера и часто не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье.
Каждый ребенок, живущий в центре содействия семейному воспитанию, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны, поспешны: ребенок одновременно стремится достичь внимания и отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви, он не умеет выразить, проявить эту потребность.
Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что воспитанники занимают негативную позицию по отношению к другим. Такие дети хотят, но не могут правильно общаться, а это может стать не только затруднительным, но подчас и губительным в условиях современной эпохи, когда происходит столь быстрая смена пространственных и смысловых координат человеческого существования.
Как отмечает Л. Н. Макарова, «процесс глобализации может внести в жизнь каждого выпускника центра совершенно неожиданные, непредсказуемые изменения, к которым его не в состоянии подготовить ни одна даже самая прозорливая и многогранно проработанная интернатная система социальной адаптации. Единственное, что можно было бы пожелать в этом, казалось бы, безвыходном положении для самой системы социализации, постинтернатной адаптации – так это развивать в воспитанниках способность максимально полного усвоения быстро поступающей извне и меняющейся по своим свойствам и качествам информации.
И еще – четко и адекватно реагировать на характер изменения всего информационного потока, имеющего прямое касательство к личности воспитанника, а затем и выпускника. Каковы при смене стиля поведения окружающих людей будут ожидания от юного гражданина? В чем, несмотря ни на какие быстрые общественные преобразования, нужно сформировать и уметь защитить свою четкую гражданскую и нравственную позицию?»
Именно поэтому перед нами, учителями-логопедами, встала задача помочь детям преодолеть трудности в развитии коммуникативных навыков, научить их правильно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Решать данную проблему, на наш взгляд, необходимо с использованием инновационных, нетрадиционных методов и приемов. Следует учесть, что учебный процесс, протекающий на фоне положительных эмоций, способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации.
Для решения этой проблемы необходимо тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и психологами.