МААМ-картинки

Формирование коммуникативных умений у детей-сирот

Игнатьева Наталья
Формирование коммуникативных умений у детей-сирот
▼ Скачать + Заказать документы

Основное направление логопедической деятельности по воспитанию социальных

навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – формирование

коммуникативных умений и навыков.

Речь - важное условие и средство коммуникации. Коммуникациясмысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Развитие речи и коррекция нарушений речи – основная цель учителей-логопедов Центра № 15.

Публикация «Формирование коммуникативных умений у детей-сирот» размещена в разделах

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

У большинства детей Центра № 15 экспрессивно-мимические средства общения достаточно бедны и однообразны. Хотя дети и стремятся к физическому контакту со взрослыми, доминирующее средство общения – речь. Однако речь их отличается скудным содержанием и лексико-грамматическим составом.

Известно, что недостаток общения с взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Уровень развития общения ребёнка с взрослыми во многом определяет характер его контактов со сверстниками.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространённые и длительно протекающие речевые нарушения у детей : заикание, дизартрия, алалия. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребёнка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Трудности общения школьников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной их задержки личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.

Изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи выявило наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживании детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются.

Суть логопедического воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом). Одним из направлений логопедической работы является формирование коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Учителя-логопеды, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда Центра № 15 направлена на развитие:

-сенсорных и моторных функций;

-вербальной коммуникации;

-невербальной коммуникации;

-эмоционально-волевой сферы;

-формирование черт гармоничной личности.

Необходимо научить ребенка общению. Причем круг социальных коммуникаций воспитанников сиротского учреждения не может ограничиваться одноклассниками одногруппниками и педагогами. Как утверждает В. Н. Ильин, «выработка умения общаться с представителями творческой интеллигенции, органов власти и духовенства повлечет за собой развитие коммуникативных навыков в целом, и, как следствие, будет способствовать повышению уровня социализации воспитанников и выпускников. Умение вести экскурсии в областных, а затем и в федеральных музеях, владеть вниманием аудитории, культурно и цивилизованно отражать ее запросы, в свою очередь, повлечет за собой выравнивание детской самооценки до адекватного уровня, что также способно сделать маршрут социализации позитивно насыщенным».

Общение людей между собой – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации; недостаточным самоконтролем, например из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией.

К сожалению, как показывает практика, данные проблемы наблюдаются у детей, воспитывающихся в Центре. Ведь на самом деле специфические условия жизни в таких учреждениях часто не только обуславливают отставание детей в психическом развитии по ряду существенных параметров, но и «тормозят» речевое развитие, в особенности формирование коммуникативных навыков. Но вот у воспитанников возникла необходимость регулярно покидать Центр для посещения занятий в «ПАЗЛе». Благодаря этому, по мнению Е. В. Пилюгиной, «процесс формирования коммуникативных навыков у детей-сирот получил возможность ускоренного развития, что, в свою очередь, существенно расширило представления воспитанников интерната о формах и путях общения с людьми, не принадлежащими к числу сотрудников интерната, а представляющих культурную элиту местного сообщества».

В иных же условиях у таких детей отмечается сниженная инициативность, бедность арсенала средств общения, которые не соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства общения также достаточно однообразны, доминирующее средство общения – речь. Однако содержание и лексико-грамматический состав последней весьма бедны, да и контакты детей в интернате выражены слабее, чем в школе в семье. Воспитанники проявляют значительно меньший интерес к сверстникам, чем дети из семей. Недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Сами по себе достаточно обширные возможности общения со сверстниками, не ведут к развитию содержательных и эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание дети из семьи не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои переживания сверстников. Воспитанники социального учреждения менее внимательны к действиям и состояниям партнера и часто не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье.

Каждый ребенок, живущий в центре содействия семейному воспитанию, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны, поспешны: ребенок одновременно стремится достичь внимания и отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви, он не умеет выразить, проявить эту потребность.

Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что воспитанники занимают негативную позицию по отношению к другим. Такие дети хотят, но не могут правильно общаться, а это может стать не только затруднительным, но подчас и губительным в условиях современной эпохи, когда происходит столь быстрая смена пространственных и смысловых координат человеческого существования.

Как отмечает Л. Н. Макарова, «процесс глобализации может внести в жизнь каждого выпускника центра совершенно неожиданные, непредсказуемые изменения, к которым его не в состоянии подготовить ни одна даже самая прозорливая и многогранно проработанная интернатная система социальной адаптации. Единственное, что можно было бы пожелать в этом, казалось бы, безвыходном положении для самой системы социализации, постинтернатной адаптации – так это развивать в воспитанниках способность максимально полного усвоения быстро поступающей извне и меняющейся по своим свойствам и качествам информации.

И еще – четко и адекватно реагировать на характер изменения всего информационного потока, имеющего прямое касательство к личности воспитанника, а затем и выпускника. Каковы при смене стиля поведения окружающих людей будут ожидания от юного гражданина? В чем, несмотря ни на какие быстрые общественные преобразования, нужно сформировать и уметь защитить свою четкую гражданскую и нравственную позицию?»

Именно поэтому перед нами, учителями-логопедами, встала задача помочь детям преодолеть трудности в развитии коммуникативных навыков, научить их правильно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Решать данную проблему, на наш взгляд, необходимо с использованием инновационных, нетрадиционных методов и приемов. Следует учесть, что учебный процесс, протекающий на фоне положительных эмоций, способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации.

Для решения этой проблемы необходимо тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и психологами.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Картотека коммуникативных игр для детей дошкольного возраста Игра на чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров Клеевой ручеёк Цель: развить умение.

Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество»Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.

Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество». Представляю Вашему вниманию перспективный план по формированию представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек.

Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области "Ребенок и общество". Надеюсь, что предложенный.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных умений у детей-сирот
Опубликовано: 1 июня 2020 в 12:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных умений у детей-сирот» (включая файлы) размещена пользователем Игнатьева Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД