Лучший педагог года

Формирование коммуникативных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Светлана Зайцева
Формирование коммуникативных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Формирование коммуникативных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые появляясь на третьем году жизни. Тогда же возникают и первые затруднения в общении с детьми. Окружающие могут заметить, что ребенок резко выходит из игры с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучию, не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет [2].

Публикация «Формирование коммуникативных качеств у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для 2-3-летнего малыша это нормально. С такого неоднозначного поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенка тянет к сверстнику, но он пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться овзаимоприемлемых условиях игры.

В этом возрасте контакты детей спонтанны, ситуативны, малосодержательны и часто приводят к конфликтам. Можно заметить, что дети играют рядом, но отдельно друг от друга. Иногда они проявляют интерес к игре другого или даже делают попытки подключиться к ней, но такое взаимодействие кратковременно.

Благодаря воздействию взрослых ребенок усваивает условия взаимодействия в процессе игры, перестает испытывать страх потерять игрушку, осваивает правило очередности и обмена игрушками на время. Когда такое поведение входит в привычку, начинает возникать взаимодействие.

По мнению Р. С. Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность [3].

А. Н. Леонтьев дает более ёмкое определение коммуникативных способностей : коммуникативные способности – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими [1].

К таким качествам, по мнению автора, относятся:

уровень потребности в общении;

его локализованность;

наличие установки на общение с другими людьми;

особенности

эмоциональной реакции на партнера;

собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки [1, 88].

Отсюда видно, что коммуникативные способности как некий потенциал можно

и нужно развивать. При этом особая роль в развитии коммуникативных способностей младших дошкольников принадлежит взрослому как носителю образца, эталона построения взаимодействия. Взрослый должен помнить, что, воспринимая образец коммуникации, демонстрируемый взрослым ребенок принимает его как естественный, и на его основе строи свое поведение в ситуации общения.

Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых.

В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей [2].

Исследования показывают, что важным аспектом формирования культуры взаимодействия является развитие эмоциональной сферы ребенка. Замечено, что успешность коммуникации зависит от умения сопереживать, находить наиболее приемлемый тон общения.

В тесной связи с эмоциональным развитием находится нравственное воспитание. Общение, построенное в соответствии общепринятыми нравственными принципами, помогает выбрать оптимальный вариант общения, рассчитывать, что тебя поймут.

Таким образом и формируется культура коммуникации, общения.

Важно помнить, что любое развитие, обучение, воспитание наиболее эффективно происходит в деятельности. Поэтому важно включать детей в естественные ситуации деятельности. Для младших дошкольников такой естественной деятельностью является игра. При этом игра должна быть организована таким образом, чтобы у детей возникала потребность, мотивация вступить в коммуникацию.

На необходимость формирования навыков взаимодействия детей со своими ровесниками и взрослыми еще в дошкольном возрасте, используя при этом игры, обратили внимание А. И. Иванов, Чижова И. А. [4, с. 462]. Использование игр способствует формированию умений договариваться дошкольников друг с другом, помогает понимать себя и других. Исследователи приходят к выводу, что игра является способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему у ребенка формируются коммуникативные навыки, новые социальные потребности и мотивы, формируются новые категории отношения ребенка к действительности.

Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста, представляющая собой деятельность, в процессе которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме воспроизводят отношения взрослых [3, c. 50].

Средствами сюжетно - ролевой игры являются языковые, материальные и информационные средства. Примером языковых средств можно назвать предварительную подготовку к игре, речь воспитателя, непосредственное руководство игрой. Перед непосредственным проведением игры педагог должен провести предварительную беседу, экскурсию с целью актуализации необходимых знаний дошкольников о сюжете предстоящей

игры. Следующим языковым средством является руководство воспитателя игрой. Здесь можно отметить, что педагог в процессе проведения игры может брать на себя одну из ролей, сопровождая игровые действия детей наводящими вопросами, используя приемы подсказывания, указания, наводящих вопросов, способствуя, таким образом, формированию коммуникативных навыков дошкольников. Речь воспитателя является очень важным средством сюжетно- ролевой игры [7, c. 44].

Для формирования коммуникативных навыков у дошкольников воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, формировать его навыки эффективного игрового взаимодействия с партнером.

С этой целью в работе по формированию коммуникативных навыков детям могут предлагаться разнообразные сюжетноролевые игры: «Поход в гости», «У Маши День рождения», «Уложи спать куклу», «Накормим Катю завтраком», игры, параллельно ориентированные на формирование представлений о труде взрослых (игры в шофера, врача, повара и пр.). Важную роль

в данном процессе играет правильный подбор материальных средств сюжетно - ролевой игры: игрушек, атрибутов и предметов-заместителей, организация игрового пространства.

Для сюжетно – ролевых игр малышам необходимы посуда, куклы, мебель, автомашины, коляски для кукол. Желательно иметь в группе уголок игрушек: игрушечные плиты, утюги, атрибуты для игр в больницу, в парикмахерскую и т. д. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров, коляски для кукол и др. Материальные средства сюжетно- ролевой игры должны быть современными, разнообразными и регулярно пополняться, и обновляться. В процессе игры необходимо достаточно много разговаривать (т. е. активно использовать языковые средства) с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить

взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Требуется всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т. д.

Таким образом, в сю-

жетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Руководя сюжетно-ролевыми

играми, дается качественная оценка действий на порядок выполнения. Когда ребенок

наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом,

у него развивается чувство языка [8, c. 60].

Таким образом, формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников осуществляется, в основном, через игровую деятельность, которая предполагает активное использование возможностей сюжетно ролевой игры педагогом, способствующих формированию коммуникативных навыков. Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Принимая на себя роли в сюжетной игре, воссоздавая поступки взрослых, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ори-

ентироваться в отношениях между людьми, т. е. развивается его коммуникативная сфера.

Это обеспечивает возможность формирования коммуникативно-речевых навыков, этических норм, гуманности, что поможет эффективному построению межличностных отношений в будущей жизни детей.

Таким образом, можно отметить, что несмотря на то, что общение между людьми воспринимается нами как естественная форма взаимодействия, развитие коммуникативных способностей без организованного педагогического влияния становится непредсказуемым или попросту малоэффективным. Следовательно, процесс развития коммуникативных способностей должен не только начаться вовремя, но и иметь продуманную методику.

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология – М., 1997. – 406.

2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. – М. : Владос, 2003.- 192

с.

3. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 458 с.

Публикации по теме:

Дидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возраста От степени развития мелкой моторики рук зависят коммуникативные и умственные способности детей. Вот именно поэтому актуальность данного.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 июня 2024 в 21:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных качеств у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД