Наталья Иваненко
Формирование коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Формирование коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. автор Иваненко Наталья Сергеевна
Участники проекта: педагоги, специалисты, родители, дети.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Основой социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: он любим, о нем заботятся, уважают его права и интересы, в результате, - уверенность в себе в своих возможностях.
Публикация «Формирование коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Если качество личности будут сформированы надлежащим образом в первые годы жизни ребенка, они войдут в золотой фонд зрелой личности. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности, поэтому необходимо формировать у родителей позиции активного воспитания: защита своего ребенка, его физического, психического, эмоционального здоровья от всего негативного. Родитель должен ясно себе представлять каким он хочет видеть через 10-15 лет.
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании. Однако далеко не каждая семья в полной мере реализует возможности для формирования социального опыта ребенка. Работа с детьми требует от взрослых большого напряжения, сил и энергии, поэтому и необходимо объединение детского сада и семьи, доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Родителям необходима квалифицированная помощь педагогов, максимум информации и знаний по интересующим их вопросам, а для этого нужна и необходима специальная подготовка.
Актуальность проекта обусловлена:
- направленностью на эффективное взаимодействие с родителями;
- решением задач по объединению усилий семьи и детского сада в вопросе воспитания и развития каждого ребенка.
Цель проекта.
Развитие коммуникативной компетентности педагогов.
Повышение педагогической и правовой культуры родителей в вопросах воспитания и образования детей в рамках открытого диалога.
Гипотеза
Процесс формирования общения с родителями по вопросу воспитания и образования детей в рамках открытого диалога позволит повысить уровень педагогической и правовой культуры родителей и сформировать коммуникативную компетентность педагогов.
Аннотация проекта.
Высокий уровень педагогической подготовленности родителей несет в себе совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно. Важно научить родителей самокритично оценивать свою воспитательную деятельность, стать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами. От сформированности это умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их деятельности в дальнейшем. Это способствует появлению эмоционально-положительного, осознанного, нравстенно-мотивированного поведения ребенка, взаимопониманию. Задача взрослого- внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростки того, что характерно и ценно именно для этого малыша, как строится гармония его личности.
Задачи.
- формирование педагогической рефлексии :
• анализ ситуаций собственной деятельности;
• находить причины ошибок;
• развитие самоанализа, самооценки
- осознание собственных достижений
- развитие коммуникативной способности адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать участников педагогического процесса
- выявление уровня педагогического просвещения родителей
- формирование умения моделировать стратегию общения с позиции диалога
- расширение, углубление знаний и умений родителей.
Предполагаемые результаты:
- установление неформального контакта с родителями;
- расширение кругозора родителей;
- возможность открытого диалога;
- формирование авторитета, доверия и понимания;
- развитие сотрудничества;
- детские проблемы решаются в короткий срок;
- радость от общения;
- удовлетворение запросов родителей;
- сближение семейного и общественного воспитания;
- повышение профессионализма;
- преемственность;
- привлечение других социальных инструментов;
- работа в творческом поисковом режиме.
Проблемные вопросы.
- Помощь родителям в воспитании детей.
- Повышение педагогической культуры.
- Повышение правовой культуры.
- Учет психолого-возрастных особенностей детей.
Систематическая работа с родителями воизбежании ошибок в воспитании:
- планирование задержания общения;
- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни детей;
- повышение осознанности и психологической культуры общения;
- работа над формированием стиля общения.
Реализация проекта.
1этап. Информационно-аналитический
Цель: сбор, обработка данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношение к семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального личностно-ориентированного подхода к ребенку, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.
Метод Цель Форма
Диагностика Выяснение особенностей воспитания ребенка в семье Наблюдение, беседа с родителями, беседа с детьми, интерес к детской деятельности
Анкетирование Получение информации Закрытая, открытая
Беседа Вызвать родителя на разговор Определение цели, вопросов
Посещение на дому Создание адекватной картины семейного воспитания Наблюдение, беседы, развивающая среда дома
Традиционное знакомство с семьей (рекомендуется выяснить следующие факторы) : жилищные условия; возраст, образование родителей; супружеский опыт, состав семьи и структура родственных связей с указанием является ли воспитанник младшим, старшим, единственным в семье и т. д. ; полные семьи, с нарушенным кровным родством; поколенный состав семьи (бабушки, дедушки проживающие вместе с ребенком). В последующем знание о семье воспитанника помогут в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующий реальным потребностям семьи. В общении с родителями не допустим формализм, например, ведение записей в их присутствии. Эта сфера деятельности педагога требует от него проявление особого такта и вежливости.
2 этап. Основной: предполагает планирование, определение форм, целей, методов работы.
Форма Цель
Групповое родительское собрание Ознакомление с задачами, содержанием, методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи
Беседа (групповые, подгрупповые, индивидуальные, ситуативные) Обмен мнением, двусторонняя активность беседующих (ясная цель, определены основные вопросы)
Консультация (групповые, подгрупповые, индивидуальные, ситуативные) Ответ на интересующий вопрос родителей
КВН («Поле чудес» и т. д.) Установление неформальных контактов с родителями, привлечение внимания, т. к. они участвуют в играх, конкурсах
Устный журнал, всеобуч Получение знаний по определенным вопросам, пропаганда среди родителей (ОБЖ, ОЗОЖ и т. д.)
День открытых дверей Вовлечь родителей в единое образовательное пространство, реклама ДОУ (адаптация, просвещение, наблюдение за деятельностью детей и т. д.)
Круглый стол Принцип партнерства: участники вынуждены думать, искать собственный выход в сложившийся ситуации
Дневник Отражаются важные стороны семейной жизни: наблюдение, непроизвольность высказывания
Сочинение (домашнее задание) Выявление ценных ориентаций родителей в области воспитания (по предложенному плану и без ограничений, главное условие отражать не только положительное, но и отрицательное
Лекция Дает определенные знания (лучше лекции- беседы, позволяющее родителям включаться в общение, проанализировать собственный опыт и т. д.)
Дискуссия Направлена на осознание поставленного вопроса (успех зависит от компетентности и такта педагога)
Досуговые Устанавливают теплые отношения, более доверительные между родителями и детьми, создают эмоциональный комфорт, сближают участников педагогического процесса
Клуб Установление доверительных отношений, осознание того, что педагог имеет возможность оказать помощь
Тренинг Развитие коммуникативных умений, формирование компетентности педагогов
Познавательные формы организации общения с родителями призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми. Следует учитывать предложения по улучшению просвещения родителей.
3 этап. Итоговый
Обучение взрослых эффективно при соблюдении ряда условий: если оно отвечает их текущим нуждам; если оно зависит от их прошлого и настоящего опыта; если участники активно вовлечены в процесс обучения и управляют им сами; если создана атмосфера взаимного уважения; если имеется возможность сразу принимать полученные знания на практике и испытывать при этом чувство успеха.
Анкетирование, интервьюирование родителей Получение информации о результатах работы, выявление положительной динамики, развитие интереса
Презентация работы Проектная деятельность дошкольников, выпуск семейных газет и т. д.
Полученные данные учитываются в дальнейшем планировании работы с семьей.
Традиционные формы работы с родителями
Коллективные Индивидуальные Наглядно-информационные
• Родительские собрания
• «Круглые столы»
• конференции
• Дискуссии
• Беседы • Педагогические беседы
• Консультации (устные, письменные, плановые, стихийные, по инициативе одной стороны
• Практическая помощь
• Видео
• Аудио
• Фотостенды
• Папки-передвижки
• Уголки и т. д.
Блок 1: Повышение педагогической культуры родителей включает :
- знание психологических и возрастных особенностей детей;
- знакомство с новыми системами воспитания;
- изучение закономерностей развития ребенка;
- безболезненная адаптация;
- предупреждение насилия;
- пропаганда здорового образа жизни;
- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
- ежедневное информирование.
Блок 2: Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад- семья» :
- родительские собрания
- родительские гостиные
- информационные корзины
- клуб счастливой семьи
-устные журналы для родителей
- памятки и информационные письма
- полезная книга для родителей (шпаргалки)
- дни открытых дверей
- создание и взаимодействие общественных родительских организаций
Блок 3: Повышение правовой культуры родителей
- Декларация прав ребенка (1959)
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей
- Гражданский кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ
- Закон РФ «Об образовании»
Блок 4: Пропаганда здорового образа жизни:
- организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта
- практикум по физической культуре и организации режима двигательной активности
- анкетирование
- родительские практикумы по закаливанию
- семинары по ОБЖ ребенка в условиях ДОУ и семьи
- организация режима дня и сбалансированного питания детей в ДОУ и семье
- клуб любителей семейных путешествий
- обмен опытом
- день открытых дверей
Блок: 5 Кодекс общения
Цель: формировать умение моделировать стратегию общения с родителями с позиций партнера
1. Преемственность, согласованность действий
- совместный поиск путей помощи ребенку;
- единство уважения и требований к ребенку;
- распределение обязанностей и ответственность.
2. Гуманность взаимоотношений:
- признание достоинства;
- признание свободы личности;
- терпимость к мнению других;
- доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия, каждый чувствует себя нужным и значимым
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход к каждой семье:
- стремление к сотрудничеству;
- такт, внимание, осторожность;
- учет: традиции семьи, социальное положение, внутрисемейные взаимоотношения, педагогическая образованность, образовательный уровень, родительская культура, состав семьи, жилищные условия, здоровье.
5. Учет мнения родителей :
- предложения;
- замечания
Методы активации родителей
Цель: формирование интереса к обсуждаемому материалу, желание родителей активно участвовать в обсуждении:
- вопросы, связанные с излагаемым материалом
- вопросы дискуссионного характера
- игровые: продолжи стихотворение, как ты понимаешь пословицу, отгадай загадку и др.
- игровое моделирование, игровой тренинг, решение педагогических задач
- формирование педагогической рефлексии : анализ ситуации, собственной деятельности; развитие самоанализа, самооценки
Блок 6. Модель сотрудничества с родителями
Форма Цель Метод
Приглашение Знакомство в непринужденной обстановке Посещение на дому, первое общение
Знакомство Сбор информации для планирования, обозначение роли родителя Беседа, наблюдение, анкетирование
Адаптация Безболезненная адаптация, минимализм разногласий Щадящий режим, встречи со специалистами
Индивидуальный подход Формирование чувства самоуважения, осознание собственных возможностей детей Изучение семейного опыта, консультации и беседы
Интеграция Установление прочного взаимопонимания между родителями и педагогами Фронтальные формы организации родителей, совместные досуги
Анализ Состояние дел, рефлексия, прогнозирование, планирование Анкетирование, интервью, почта «Вы нам писали»
Обратная связь Изучение и учет мнения родителей Замечания, предложения
План работы с родителями и детьми с учетом направлений
Тема Работа с родителями Работа с детьми
Содержание Форма Содержание Форма
Безопасность Инструктаж: безопасность на воде
Пожарная безопасность
Если в доме начался пожар
Безопасность на дорогах
Личная безопасность дома и на улице
Опасности подстерегают, чтобы их избежать надо соблюдать следующие правила
Инструкция № 1
Инструкция № 2
Инструкция № 3
Инструкция № 4
Инструкция № 5
Инструкция № 6 Как вести себя в случае пожара
Сигнал тревоги
Тревога
Заморочки из бочки
Как общаться с огнем
Где работает огонь
Будь осторожен с огнем
Светофор
Красный, желтый, зеленый
Зеленый огонек
Осторожно, улица
Чтобы не стать жертвой преступле-ния
Опасные предметы
С кем ты живешь
Безопасность в природе
Ядовитые грибы и ягоды
Почему заболели ребята
Правила поведения на прогулке
Правила поведения во время болезни
Будь осторожен дома
Как предотвратить опасность
Будь осторожен
Службы спасения
Беседа
С/р игра «Пожарники»
Заучивание стихотворения И. Лазарева
Отгадывание загадок
Художественное творчество
Познание
Познание
Беседа
Подвижная игра
Брейн-ринг
Познание
Уроки Айболита
Познание
Беседа
Беседа
Викторина
Составление рассказа по картинкам
Беседа
с/р игра «Поликлиника»
Беседа
Дидактическая игра
Заучивание стихов
Беседа, ролевые игры
Социально-личностное развитие Праздник семьи
А как у вас
Как избежать конфликт-ных ситуаций
Положитель-ные и отрицательные эмоции
День Матери
Всемирный день пожилых людей
Просмотр телепередач вместе с детьми
Мудрые советы из семейного сундучка
Совместными усилиями облегчим адаптацию
Один ребенок – «Кумир семьи»
Идем в сад: нелегки эти первые шаги
Наказание ребенка
Жизнь без свободы – духовная каторга
Решение педагогичес-ких ситуаций
Журнал индивидуаль-ных консульта-ций
Родительс-кий всеобуч
Праздник
Развлечение
Семейная гостиная
Круглый стол
Памятка
Консульта-ция
Консульта-ция
Консульта-ция
Практикум
Копилка вежливых слов
Назови ласково
Реклама
Подарки
Как на наши именины
Как понять друг друга
Выйти к свету
Подбери нужные слова
Как аукнется, так и откликнется
Не жалей минутки для весёлой шутки
Любите землю-матушку
Учимся играть и работать дружно
Мы – друзья природы
Два друга
Дидактическая игра
Дидактическая игра
Конструирование
Хороводная игра
Познание
Психогимнастика
Словесная игра
Рассказывание сказок «Айога» и «Кукушка»
Развлечение
Познание
Познание
Праздник
Психогимнастика
Воспитание основ здорового образа жизни (ОЗОЖ) Папа, мама, я – спортивная семья
День здоровья
Береги своё здоровье
Питание и здоровье
Режим дня, его значение
Режим дня в группе
Лекарственные травы
Оздоровительные мероприятия
Закаливание
Игры с водой и песком
Профилактика инфекционных заболеваний Развлечение
Праздник
Папка- передвижка
Всеобуч- журнал
Консультация
Уголок для родителей
Устный журнал, рубрика «Это полезно знать»
Круглый стол
Семинар
Практикум
Консультация Времена года
Оденься правильно
Твой режим дня
Приятного аппетита
Какая пища полезней?
Съедобное – несъедобное
Что лишнее?
Хорошо- плохо
Сохрани своё здоровье сам
Витамины укрепляют организм
Ты – доктор Айболит
Я и моё настроение
Зеркало
Продолжи предложение
Мой мозг
Хвастушка
Угадай мелодию
Почему я вижу
Гимнастика для глаз
Красивая осанка
Гимнастика для коррекции осанки
Послушай и запомни
Как работает сердце
Как беречь сердце
Улыбка
Спорт – это здоровье
Осанка– красивая спина Отгадывание загадок
Дидактическая игра
Дидактическая игра «Части суток»
Беседа
Беседа
Дидактическая игра
Дидактическая игра
Дидактическая игра
Познание
Беседа
Познание
Беседа
Подвижная игра
Словесная игра
Беседа
Психогимнастика
Развлечение
Беседа
Упражнения
Беседа
Картотека
Правила
Беседа
Правила
Физкультминутка
Познание
Физическая культура
Правовое воспитание Нормативные основы прав детей
Нормативно- правовые документы федерального и регионального уровня
Воспитание добром
Жёсткое обращение с детьми, что это такое?
Посоветуемся с зеркалом
Правила общения
Искусство быть родителем
Какой вы родитель?
Закончи предложение Стенд «Правам ребёнка посвящается»
Консультация
Конференция
Консультация
Уроки этикета
Консультация
Беседа
Анкетирование
Пословицы о матери Кто Я?
Я не похож на других
Садовник
Добрые слова
Что такое телефонный разговор
Сила семьи – в её родне
Я хочу быть счастливым
Мамочка милая, мама моя
Общаемся друг с другом
Хлеб–всему голова
Ссора
Если бы ты был папой (мамой, каким бы ты хотел видеть своего ребёнка
1. Пропала собака
2. Зло в гостях
3. О дружбе
Этикет. Эмоции и чувства Беседа
Социализация
Психологическая игра
Уроки этикета
Уроки этикета
Познание
Психогимнастика
Художественное творчество
Беседа
Познание
Разыгрывание ситуаций
Беседа
Социализация
Этюды, народные игры
Я и мой организм Гигиена:
- обуви,
- питания,
-приготовления пищи,
-детской одежды
Личная гигиена детей дошкольного возраста
Плоскостопие
Питание детей при заболеваниях органов пищеварения
Консультация
Консультация
Рекомендации
Рекомендации
Консультации
Рекомендации
Журнал Ухаживай за своими
Будь осторожен
Ухаживай за своими ногами
Самомассаж от простуды
Чтобы зубы были крепкими
Зубы надо беречь
Наше настроение
Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья
Как вести себя во время простуды Беседа
Правила
Правила
Упражнения
Беседа
Правила
Познание
Маршрут в природу
Уроки Айболита
Календарно – тематическое планирование «Уроки здоровья»
Месяц Тема Содержание
Сентябрь Я и мои близкие 1. Кто я?
2. Я расту.
3. Мои друзья.
4. Копилка вежливых слов.
Октябрь Питание и здоровье 1. Приятного аппетита.
2. Какая еда полезная.
3. Моя любимая еда.
4. Времена года.
Ноябрь Как обеспечить безопасность 1. Почему заболели ребята?
2. Откуда берутся болезни?
3. С врачами надо дружить.
4. Будь осторожен дома.
Декабрь Пожарная безопасность 1. «01» правила.
2. Как вести себя в случае пожара.
3. Где работает огонь.
4. Заморочки из бочки (загадки)
Январь Я и мой организм 1. «Я и моё настроение».
2. Самомассаж от простуды.
3. Режим.
4. Как нужно ухаживать за собой.
Февраль Я и мой организм 1. «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский.
2. Красивая осанка.
3. Чтобы зубы были крепкими.
4. Чтобы кожа была здоровой.
Март Безопасность на дороге 1. Правила поведения.
2. «Светофор» - беседа.
3. Осторожно, улица.
4. Красный, жёлтый, зелёный – подвижная игра.
Апрель Закаливание 1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
2. Как мы дышим и зачем?
3. «Мойдодыр» К. Чуковский.
4. «Оденься правильно» дидактическая игра.
Май Безопасность на воде 1. «Как нужно вести себя на море» беседа.
2. Игра «Мы собираемся на море».
3. Поделки из природного материала (камешки, ракушки).
4. Игра с водой и песком.
Схема перспективного плана работы
«Физическое развитие и воспитание детей»
1. Состояние здоровья. Заболевание, их причины. Профилактика заболеваний. Оздоровительные мероприятия.
2. Физическое развитие детей. Группы здоровья. Паспорта здоровья.
3. Режим дня.
4. Режимные процессы.
5. Питание детей.
6. Гигиенические условия.
7. Анкетирование.
8. Рекомендации. Памятки. Листовки.
План семинара – практикума
«Двигательная активность детей»
1. Двигательная активность детей на занятиях.
2. Развитие двигательных навыков детей в повседневной жизни
- в течение дня,
- в выходные дни.
3. «А знаете ли вы» советы доктора.
4. Неблагоприятные факторы, снижающие двигательную активность.
5. Благоприятные факторы:
- режим,
- активный отдых,
- закаливание,
- походы,
- подвижные игры,
- личный пример,
- эмоциональная поддержка.
6. Мы желаем Вам.
План семинара – практикума
«Развитие речи детей второго года жизни»
1. Особенности развития детей второго года жизни:
а) развитие понимание,
б) развитие активной речи.
2. Примеры обогащения детского словаря.
3. Значение речевого общения взрослого и ребёнка.
4. Методические рекомендации родителям.
План проведения круглого стола
«Воспитание добром»
«Самое большое счастье в жизни –
это уверенность, что тебя любят».
В. Гюго.
1. Беседа с родителями.
- Каковы задачи семейного воспитания?
- В чём по вашему мнению заключается залог благополучия ребёнка?
- Важен ли благоприятный психологический климат в воспитании? Как вы его понимаете?
2. Педагогические ситуации «А у вас…»
- Ролевое проигрывание ситуаций:
а) пробуждение ребёнка,
б) как успокоить плачущего ребёнка.
- Игровые задания «Закончи фразу»
3. Поощрение и наказание.
- Защита прав ребёнка в семье.
- Обращение к опыту родителей.
- Советы родителям.
4. Игра с родителями
«Подарите друг другу улыбки»
Вывод
Таким образом, в результате проведения комплексной работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями, стоит отметить, что участники педагогического процесса познают собственную мотивацию, учатся прогнозировать, проектировать, анализировать, моделировать свою деятельность и ее результаты, конструировать программу сотрудничества в рамках «Дети - педагог -родители» отбирать оптимальные методы ее осуществления, преодолевать психологические барьеры общения, осознавать собственные трудности, строить открытый диалог.
Список используемой литературы
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2001.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. –М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Данилина Т. А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей// Управление ДОУ. – 2002. - №4.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
5. Дошкольное образование России в документах и материалах. -М. ,2003.
6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : ЛИНКО - ПРЕСС, 2001.
7. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателя в подготовке к общению с родителями// Управление ДОУ. – 2002. - №4.
8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
9. Соловьянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М. : АРКТИ, 2004.